72RS0019-01-2020-002973-77 | |
Дело № 21-512/2020 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 26 октября 2020 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области на решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области,
установил:
Постановлением № 21/23 старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 11.08.2020 г. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (далее по тексту также - УПФР в г. Тобольске, Управление) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ). Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии с ст.2.9 КоАП РФ с вынесением устного замечания.
Не соглашаясь с постановлением, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области обратилось в районный суд с жалобой, в которой просило отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что мусор от офисных и бытовых помещений учреждения Управлением передается региональному оператору для дальнейшей утилизации, а для уничтожения отходов, являющихся источником загрязнения окружающей среды, Управлением заключены государственные контракты с соответствующими организациями. В связи с чем, деятельность Управления не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, информация о проводимых природоохранных мероприятиях не искажается и не скрывается.
Решением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года постановление оставлено без изменения, жалоба УПФР в г. Тобольске оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области. В жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. Требования мотивированы тем, что в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду представлены только сведения о суммах внесённых авансовых платежах за размещение твёрдых бытовых отходов и отходов производства. Обращает внимание, что согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не является информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем его несвоевременное представление не образует состав административного правонарушения.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области ФИО1, представляющую так же интересы ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области, просившую об удовлетворении жалобы, заслушав представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 11.08.2020 г. и решение судьи районного суда от 22 сентября 2020 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 названного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту также – Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту также Федеральный закон № 7-ФЗ) и названным Федеральным законом.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (пункт 1 ст. 16 Федерального закон № 7-ФЗ).
В соответствии со статьёй 16.4 Федерального закон № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (пункт 1). Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2). Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата: 1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год; 2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления; 3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона (пункт 4). Квартальные авансовые платежи не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату, в случае начала осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода (пункт 5).Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8). Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 9).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы утверждён приказом Минприроды России от 09.01.2017 г. № 3 (далее по тексту также – Порядок). Названный Порядок устанавливает правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
Согласно пункта 2 Порядка, декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
В силу пункта 1 ст. 16.1. Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. № 255 (далее по тексту также – Правила)
В силу пункта 35 Правил, лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, в Департамент недропользования и экологии Тюменской области из Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 24.04.2020 г. была направлена информация о природопользователях, направивших декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год с нарушением установленного срока. Согласно представленным сведениям Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области направило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год 13.03.2019 г., в нарушение установленного срока представления названной декларации 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении УПРФ г. Тобольска протокола об административном правонарушении от 28.07.2020 г., в котором содержится указание на нарушение Управлением требований пункта 5 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 2 Порядка. Названный протокол был составлен в отсутствие законного представителя Управления при надлежащем извещении и при наличии ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя УПРФ г. Тобольска. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: копии декларации за 2019 г., согласно штампу на конверте, направленной посредством почтовой связи 13.03.2020 г.; определения № 23/23 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.07.2020 г.; уведомления о вручении почтового отправления от 31.07.2020 г; служебной записки о направлении дела об административном правонарушении от 28.07.2020 г.; протокола об административном правонарушении № 23 от 28.07.2020 г.; ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя УПРФ г. Тобольска от 24.07.2020 г.; уведомления о составлении протокола об административном правонарушении от 16.07.2020 г.; информации Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 20.04.2020 г., - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях УПРФ по г. Тобольску состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, при отсутствии соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей, вследствие чего имеющиеся в материалах дела копии договоров о передаче для утилизации бытовой техники, ламп, картриджей, твёрдых и жидких коммунальных отходов иного вывода не влекут. Кроме того из представленных УПФР в г. Тобольске доказательств не следует, что ООО «ЭКОС», с которым Управлением заключены государственные контракты от 28.02.2019 г. и 22.07.2019 г. на предоставление услуг по утилизации бытовой и офисной техники, от 05.03.2019 г. на представление услуг по утилизации ламп, от 31.07.2019 г. на утилизацию картриджей, являются региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и в соответствии с пунктом 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, а правоотношения в рамках контракта от 22.01.2019 г. с МП «Стройсервич» на оказание услуг по выгребному водоотведению, государственного контракта от 05.02.2019 г. с МУП ЖКХ «Вагай» по вывозу жидких бытовых отходов, государственному контракту от 06.02.2019 г. с МП «Ивановское КП» по вывозу жидких бытовых отходов, указанной нормой не регламентированы.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе в вышестоящий суд, доводы не опровергают наличия в действиях УПРФ по г. Тобольску объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда решения, и основанием к его отмене не являются.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу (абзац 2). Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3). Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (абзац 4).
Нахожу, что с учётом обстоятельств дела и характера совершённого УПРФ по г. Тобольску административного правонарушения, оснований не согласится с выводом судьи районного суда и должностного лица о наличии оснований к признанию правонарушения, совершённого УПРФ по г. Тобольску малозначительным и к освобождению данного лица от административной ответственности.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях УПРФ по г. Тобольску состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление № 21/23 старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 11.08.2020 г. и решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |