ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-513/19 от 11.11.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-513/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 11ноября 2019 года

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Меркулова Дмитрия Олеговича на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 12 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - УФАС России по Тюменской области, административный орган) Верзуна Ю.Д. от 18 июня 2019 года № 072/04/7.30-154/2019 должностное лицо – член (секретарь) конкурсной комиссии, главный специалист отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области Меркулов Д.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 17000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Меркулов Д.О. обратился в районный суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием вины, состава и события административного правонарушения. Указывал, что конкурсной комиссией было принято правильное решение о несоответствии конкурсной заявки ООО «РегионСнаб» дополнительным требованиям к участникам закупки, поскольку указанным Обществом в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием № КО-114/18 не был представлен акт приемки, подписанный заказчиком – УФСИН России по ХМАО-Югре в подтверждение исполнения государственного контракта, в то время, как представленный акт о приемке по количеству и качеству товарно-материальных ценностей не означал приемку заказчиком товаров по контракту. В дополнениях к жалобе Меркулов Д.О. указывал на не извещение его о времени и месте рассмотрения дела.

Решением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 12 сентября 2019 года жалоба Меркулова Д.О. оставлена без удовлетворения, а вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - без изменения.

С данным решением не согласен Меркулов Д.О., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени и постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, приводя те же доводы, что и в жалобе в районный суд. Полагает, что административным органом не представлены доказательства состава административного правонарушения и его вины в совершении административного правонарушения. Также указывает, что материалы дела об административном правонарушении не содержат данных о получении им извещения о времени и месте рассмотрения дела, что является нарушением процессуальных требований и прав лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Меркулов Д.О. в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения жалобы он извещён надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе Меркулова Д.О., материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя УФАС России по Тюменской области Лысенко А.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица административного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 107 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, и влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в Тюменское УФАС России поступила жалоба ООО «<.......>» на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием №КО-114/18 на поставку консервов мясных для нужд <.......>).

По результатам рассмотрения указанной жалобы в соответствии с решением по делу №ФКС 18/286 о нарушении законодательства о контрактной системе Комиссией УФАС России по Тюменской области от 13 июля 2018 года принято решение о признании конкурсной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области нарушившей ч.6, ч.7 ст.56, ч.3 ст.53 Закон о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием №КО-114/18 на поставку консервов мясных для нужд Лебедевского филиала ГБУЗ ТО «ОКПБ» (филиал №3).

На основании заявки заказчика - ГБУЗ ТО «ОКПБ» Управлением государственных закупок Тюменской области принято решение о проведении конкурса с ограниченным участием №К0114/18 на поставку консервов мясных для нужд <.......>

28 мая 2018 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием с реестровым номером закупки <.......>, в котором объемом закупки указана поставка консервов мясных для нужд <.......> с начальной (максимальной) ценой контракта 1 700 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Частями 3 и 4 ст.56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения названного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей. В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Согласно ч.5 ст.56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация, наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 названного Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 указанной статьи дополнительные требования к участникам закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации №99 от 04 февраля 2015 года «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В соответствии с п.6 приложения №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации №99 от 04 февраля 2015 года для оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, необходимо наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

В разделе 7 информационной карты конкурса с ограниченным участием №КО-114/18 на поставку консервов мясных для нужд <.......> установлены дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, а именно «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за последние три года до подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

В разделе 10.1 информационной карты установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса с ограниченным участием, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии сч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, а именно - копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и копия (копии) документа (документов) о приеме поставленного товара оказанной услуги.

В соответствии с ч.6 ст.56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 названного Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

Частью 7 ст.56 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 названной статьи.

Согласно ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Согласно протоколу предквалификационного отбора №ПП01 от 27 июня 2018 года на участие в конкурсе с ограниченным участием №КО-114/18 на поставку консервов мясных для нужд <.......> члены конкурсной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области указали, что заявка ООО «<.......>» не соответствует ч.6 ст.56 Закона о контрактной системе, ч.7 раздела 3.3 Главы 3 конкурсной документации «Информационная карта», к форме, составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием», поскольку в составе тома заявки участника закупки отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в разделе 7 Главы 1 «Информационная карта» конкурсной документации, или заверенные участником закупки копии таких документов, а именно отсутствует копия документа о приемке поставленного товара, подтверждающего наличие у участника конкурса опыта исполнения контракта.

Должностное лицо административного органа правильно исходило из того, что из заявки ООО «<.......>» следовало, что в качестве наличия опыта исполнения контрактов на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в составе заявки представлены, в том числе, копия ранее исполненного государственного контракта от 20 июня 2016 года, заключенного с УФСИН России по ХМАО-Югре на сумму <.......> руб., сведения о котором содержатся в реестре контрактов, копия экспертизы результатов исполнения контракта от 07 июля 2016 года, что в соответствии с требованиями ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе является завершающим этапом исполнения контракта.

В связи с этим должностным лицом административного органа сделан правильный вывод о необоснованном отклонении заявки ООО «<.......>», поскольку данная заявка соответствовала дополнительным требованиям, установленным в разделе 7 главы I «Информационная карта» конкурсной документации, так как в ее составе были представлены также «сведения об исполнении государственного или муниципального контракта», копия акта о приемке по количеству и качеству товарно-материальных ценностей, копия товарной накладной, копия счета-фактуры, копия платежного поручения, копия экспертизы результатов исполнения контракта.

По указанным причинам является правильным вывод судьи районного суда об обоснованном привлечении Меркулова Д.О., занимающего должность главного специалиста отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, являющегося членом (секретарем) конкурсной комиссии, к административной ответственности по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ», как нарушившего требования ч.6, ч.7 ст.56, ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе.

Факт совершения Меркуловым Д.О. подтверждается протоколом №072/04/7.30-154/2019 от 06 мая 2019 года, протоколом предквалификационного отбора на участие в конкурсе с ограниченным участием №КО-114/18 на поставку консервов мясных для нужд <.......>; приказом №174-лс от 01 декабря 2008 года и дополнительным соглашением №1 от 07 декабря 2015 года, в соответствии с которыми Меркулов Д.О. занимает должность главного специалиста отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области; решением Комиссии УФАС России по Тюменской области по делу №ФКС 18/286 от 13 июля 2018 года.

Доводы жалобы Меркулова Д.О. об отсутствии в его действиях вины, события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, были проверены должностным лицом административного органа и судьей районного суда при рассмотрении дела по жалобе на вынесенное в отношении Меркулова Д.О. постановление, и правильно признаны несостоятельным по доводам, подробно изложенным в обжалуемых актах.

Также обоснованно признан несостоятельным довод жалобы о неизвещении Меркулова Д.О. о времени и месте рассмотрения дела об административных правонарушениях.

Частью 1 ст.25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Как следует из материалов дела, направленные должностным лицом административного органа по месту жительства Меркулова Д.О. извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вернулись в адрес Управления по истечении срока хранения с отметкой о временном отсутствии адресата, кроме того, по указанной причине не были вручены Меркулову Д.О. и направленные в его адрес телеграммы. Извещение о месте и времени рассмотрения дела направлялось Меркулову Д.О. также по месту его работы, было получено 06 июня 2019 года по доверенности представителем Управления государственных закупок Тюменской области. Кроме того, в деле имеется телефонограмма, согласно которой должностное лицо Тюменского УФАС России 17 июня 2019 года в 11 часов 35 минут уведомило Меркулова Д.О. о месте и времени рассмотрения дела.

Учитывая данные обстоятельства, дело об административном правонарушении правильно было рассмотрено в отсутствие Меркулова Д.О., поскольку в силу разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. Доказательства невозможности по уважительной причине участвовать в рассмотрении дела Меркуловым Д.О. не представлено.

Постановление о привлечении Меркулова Д.О. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Ф для данной категории дел.

Административное наказание в виде штрафа в размере 17 000 рублей назначено в полном соответствии с санкцией части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 3.1 и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагаю, что процессуальных нарушений, не позволивших судье районного суда полно, всесторонне и объективно проверить законность вынесенного должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области постановления, не установлено.

Учитывая изложенное, решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении Меркулова Д.О. постановление о привлечении его к административной ответственности, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу Меркулова Дмитрия Олеговича - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова