ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-513/20 от 28.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Петров А.В. Дело № 21-513/2020

РЕШЕНИЕ

Московская область

г. Красногорск 28 мая 2020 года

резолютивная часть объявлена 28мая 2020 года

мотивированное решение составлено 28 мая 2020 года

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующей по доверенности в интересах ООО «Рузский региональный оператор», на постановление консультанта территориального отдела № 34 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО2 от 15 октября 2019 года № 34/258/141Э, решение судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст. 8.2КоАП РФ, в отношении ООО «Рузский региональный оператор»,

при секретаре Нестеровой А.А.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением консультанта территориального отдела № 34 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО2 от 15 октября 2019 года № 34/258/141Э

ООО «Рузский региональный оператор»,ИНН <***>, КПП 501701001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: <...>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 января 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица органа административной юрисдикции оставлено без изменения.

На указанные актыФИО1, действующей по доверенности в интересах ООО «Рузский региональный оператор», подана жалоба в Московский областной суд в порядке ст. 30.9КоАП РФ.

В жалобе защитник просит отменить принятые по делу акты, указывая на их незаконность, поскольку государственные инспектора Главного управления государственного административно - технического надзора Московской области не входят в указанный в ч. 2 ст.23.29 КоАП РФ перечень должностных лиц, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени государственных органов экологического контроля.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав пояснения защитника отношении ООО «Рузский региональный оператор» ФИО3, опросив должностное лицо ФИО4, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из пунктов 5.1.14, 5.1.17 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года между Министерством экологии и природопользования Московской области и Рузским региональным оператором следует, что данный оператор взял на себя обязательства размещать и использовать для накопления твердых коммунальных отходов контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления),утвержденного Министерством, и требованиям действующего законодательства, а также обеспечивать доставку контейнеров и бункеров в места (площадки) накопления.

Из материалов дела следует, что 18 сентября 2019 года в 14 часов 44 минуты по адресу: Московская область, Гаро-Фоминский городской округ, <...> вблизи д. 22, контейнерная площадка выявлено нарушение требований части 1-2 ст. 13, части 1-3 ст. 13 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 2 Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения впостановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 (месте с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), пунктов 2.2, 2.10, 2.12, 2.13, 2.14, 3.1, 4.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года № 350-РВ, выразившееся в нарушении требований к местам (площадкам) накопления отходов, а именно на контейнерной площадке по указанному адресу отсутствуют контейнеры для сухих отходов (синий контейнер).

Вина ООО «Рузский региональный оператор» в совершении данного правонарушения подтверждается актом осмотра территории, фотоматериалами, выпиской ЕГРЮЛ, протоколом об административном правонарушении, предписанием от 07.11.2019 года, постановлением по делу об административном правонарушении, соглашением от 28 апреля 2018 года, актом осмотра территории от 25 сентября 2019 г. с фототаблицей об исполнении предписания и установке контейнера для сухих отходов (синего цвета) на вышеуказанной контейнерной площадке, а также другими доказательствами оцененными судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.

По предписанию должностного лица Общество установило данный контейнер08 октября 2019 года, материалами дела подтверждено, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из жалобы защитника, основанием для оспаривания принятых по делу актов являются выводы о том, что государственные инспектора Главного управления государственного административно - технического надзора Московской области не входят в указанный в ч. 2 ст.23.29 КоАП РФ перечень должностных лиц, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени государственных органов экологического контроля.

Однако данные выводы защитника являются несостоятельными.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (статья 72 Конституции Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды наряду с поименованным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации также включает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с КонституциейРоссийской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из названного Закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2поименованного Закона).

В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 08 мая 2014 года № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре».

При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в п. 6 ст. 65.

При этом контейнерные площадки в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, не включены.

В соответствии с ч.4 ст. 65 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правительством Московской области 26 апреля 2019 года было принято постановление № 246/9 «О внесении изменений в Положение о Главном управлении государственного административно- технического надзора Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному надзору». Данное постановление было опубликовано официальным Интернет-порталом Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 30 апреля 2019 г.

Из данного постановления следует, что Госадмтехнадзор Московской области на момент вынесения оспариваемого постановления был наделен полномочиями по осуществлению государственного регионального экологического надзора.

Согласно п. 22.1 вышеуказанного постановления Правительства Московской области начальник территориального управления, его заместители, начальники территориальных отделов территориального управления, их заместители и консультанты по должности являются старшими государственными административно-техническими инспекторами Московской области, старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области.

В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса.

Согласно частям 1, 5 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 названного Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица, поименованные в части 5 статьи 22.2 названного Кодекса.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 названного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таких органов, в пределах своих полномочий вправе должностные лица, перечисленные в части 2 статьи 23.29 названного Кодекса, в том числе старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Оспариваемое постановление вынесено 15 октября 2019 годаконсультантом территориального отдела № 34 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшимгосударственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО2, что соответствует требованиям ч.2 ст. 23.29 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 статьи 8.2 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7,30.9, ч.1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

постановление консультанта территориального отдела № 34 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно - технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО2 от 15 октября 2019 года № 34/258/141Э, решение судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Рузский региональный оператор» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья М.В.Мертехин