ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-514 от 13.11.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

дело № 21-514 судья Макарова И.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г.Мурманск

13 ноября 2019 года

Судья Мурманского областного суда Мартынов Н.Л. с участием

защитника Храменок А.Г. по доверенности,

представителя административного органа ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО2 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 11 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением должностного лица Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/1137-19 от 21.06.2019 должностное лицо ..._ _ » ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 11.09.2019 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, ФИО2, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит постановление и решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование приводит доводы об отсутствии события административного правонарушения. Настаивает, что Гренландское море является допустимым районом для ведения промысла по разрешению № *, поскольку определенный в нем район добычи водных биологических ресурсов относится к району действия «Соглашения между правительством СССР и Правительством Королевства Норвегии о взаимных отношениях в области рыболовства» от 15.10.1976 и «Соглашения между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в области рыболовства» от 11.04.1975.

Отмечает, что меры регулирования, закрепленные в приведенных соглашениях, прежде всего, применяются не к районам промысла, а к определенным водным биологическим ресурсам в северо-восточной части Атлантического океана. Предметом регулирования соглашений являются запасы водных биологических ресурсов, обитающие как в пределах исключительных экономических зон России и Норвегии и районах открытого моря, прилегающих к таким исключительным экономическим зонам, так и в иных районах.

Настаивает, что указанная в разрешении № * формулировка района промысла подлежит расширительному толкованию и включает в себя не только Баренцево и Норвежское моря, но и иные прилегающие морские районы, включая район Гренландского моря за пределами юрисдикции Гренландии.

Полагает, что добыча (вылов) трески, пикши и иных водных биологических ресурсов в районе Гренландского моря, за пределами юрисдикции Гренландии, является правомерной.

Обращает внимание, что указанная позиция подтверждается многочисленными нормативными актами, а также объяснениями специалиста ФИО3

Считает, что в решении судьи районного суда не приведены основания, по которым отклонены доказательства, представленные стороной защиты в обоснование позиции об отсутствии события административного правонарушения.

В судебное заседание не явился ФИО2, которому своевременно направлялось извещение о месте и времени рассмотрения жалобы, однако почтовое отправление возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения.

При таких обстоятельствах, руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, а также п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2

Проверив материалы дела, выслушав защитника Храменок А.Г., поддержавшего жалобу, а также возражения представителя административного органа ФИО1, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст.8.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве) предусмотрено, что промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соответствии с частями 3 и 4 ст.16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.

В силу ч.3 ст.19 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных ст.33.1 настоящего Федерального закона.

Частью 3 ст.33.1 Закона о рыболовстве предусмотрено, что по договору о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с ч.4 ст.33.1 Закона о рыболовстве в договоре о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов указываются его стороны, предмет договора, наименование и размер доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, срок его действия, вид (виды) рыболовства, права и обязательства сторон, ответственность сторон.

Согласно ч.1 ст.34 Закона о рыболовстве при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства требуется разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов.

В силу ст.35 Закона о рыболовстве в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны: сведения о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, судне, которое осуществляет рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке; виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (если они установлены); орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов; требования к охране окружающей среды; иные регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.

В соответствии с п.4 ст.36 Закона о рыболовстве порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 № 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений (далее - Правила).

Согласно п.3 указанных Правил, выдача разрешений производится на основании заявлений, представленных российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также иностранными пользователями с учетом требований, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством РФ.

В силу п.9 указанных Правил заявление о выдаче разрешения оформляется по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства РФ. В соответствии с п.10 Правил в заявлении, в частности, указываются сведения о районе добычи (вылова) и (или) рыбопромысловом участке (порядковый номер, наименование участка и (или) границы акватории).

Пунктом 2 ст.6 Закона о рыболовстве предусмотрено, что действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на суда, находящиеся в открытом море, плавающие под Государственным флагом РФ и приписанные к портам РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии с абзацем 3 п.п.«б» п.1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2016 № 841 «О требованиях к рыболовству в открытом море в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом РФ» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие промышленное рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом РФ, должны обеспечивать соблюдение условий, указанных в разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Согласно п.14.1 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении рыболовства запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без распределенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

Как следует из материалов дела, 14.12.2017 ПАО «Мурманский траловый флот» подало в Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства заявление на получение разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в котором указано: основание для выдачи разрешения - приказ распределения квот № 861 от 13.12.2017; район добычи (вылова) - Баренцево и Норвежское моря; вид водных биоресурсов - треска атлантическая и пикша (треска слоистая) в количестве 2000т и 400т соответственно; орудие добычи - донный трал; срок добычи (вылова) - с 01.01.2018 по 09.12.2019; ... - ФИО2; судно - ...».

На основании данного заявления 19.12.2018 ПАО «Мурманский траловый флот» выдано разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов № *.

В разрешении указано, что основанием для его выдачи являются, в том числе договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов № 51/ДДМ-00001 и № 51/ДДМ-00008 от 09.12.2008, заключенные между Росрыболовством и ОАО «Мурманский траловый флот».

Согласно условиям указанных договоров районом добычи (вылова) водных биологических ресурсов (трески и пикши) определен район действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в Баренцевом и Норвежском морях; срок действия договоров установлен 10 лет с даты подписания.

Район добычи (вылова) водных биологических ресурсов в разрешении на добычу № * указан - район действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в Баренцевом и Норвежском морях.

Между тем, в период с 24 по 27 июня 2018 года промысловое судно ... (собственник ПАО «Мурманский траловый флот») под управлением ... ФИО2 осуществляло промышленное рыболовство по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № * в Гренландском море.

Действия ... ФИО2, выразившиеся в осуществлении в указанный период промышленного рыболовства в Гренландском море без права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, без выделенной квоты и районе, не указанном в разрешении № *, послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом 07.06.2019 в отношении должностного лица ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/1137-19 от 21.06.2019 ... судна ...» ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе производства по делу доказательствами, подробно перечисленными, как в постановлении по делу об административном правонарушении, так и в судебном решении, которые в силу положений ст.26.2 КоАП РФ являются допустимыми доказательствами.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из положений пунктов 25, 33 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утвержденного Комитетом РФ по рыболовству от 30.08.1995 № 140, ... судна ФИО2 возглавлял экипаж судна и являлся его руководителем, на него возложена обязанность обеспечения соблюдения на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.

Приходя к выводу о наличии в действиях ... судна ...» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно применили приведенные положения законодательства, регламентирующие правила рыболовства, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, и сделали обоснованный вывод о виновности должностного лица ФИО2 во вмененном правонарушении.

При этом с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ доказательств, свидетельствующих о принятии ФИО2 необходимых и достаточных мер, направленных на предупреждение нарушений требований нормативных актов, регламентирующих правила рыболовства, в материалах дела не имеется.

Напротив, ... судна ФИО2, как должностное лицо, обладая сведениями о местоположении судна ..., имея разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов № * от _ _ с разрешенным районом добычи – Баренцево и Норвежское моря, допустил вылов водных биологических ресурсов в Гренландском море, чем нарушил требования законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Поскольку район добычи (вылова) водных биологических ресурсов в договорах о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов №№ *, * от 09.12.2008 и в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № * от _ _ определен районом действия международных договоров РФ в области сохранения водных биоресурсов с уточнением - в Баренцевом и Норвежских морях, доводы жалобы о распространении действия данных договоров и разрешения на добычу № * на прилегающие морские районы, включая район Гренландского моря, являются ошибочными.

Доводы защитника об отсутствии вины должностного лица ФИО2 ввиду того, что нарушение допущено Баренцево-Беломорским территориальным управлением Росрыболовства, выдавшего разрешение на добычу № *, в котором данный орган ошибочно ограничил район промысла Баренцевым и Норвежским морями, что невозможно было изменить, являются несостоятельными.

Так, согласно п.17 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 № 775, допускается внесение изменений в разрешения, в том числе в случае изменения или уточнения районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

При этом в соответствии с п.п.20, 21 названых Правил для внесения изменения в разрешение пользователю необходимо подать соответствующее заявление в письменной форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства РФ.

Согласно материалам дела, 14.12.2017 ПАО «Мурманский траловый флот» подало в Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства заявление на получение разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в котором самостоятельно указало районом добычи (вылова) водных биоресурсов только Баренцево и Норвежское моря, и впоследствии с заявлением о внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № * от 19.12.2018 в части изменения района добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в регистрирующий орган не обращалось.

Кроме того, материалы дела не содержат сведений о заключении ПАО «Мурманский траловый флот» договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов с районом действия в Гренландском море.

При таких обстоятельствах действия ... судна ...» ФИО2, осуществлявшего рыболовство в Гренландском море с нарушением требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда всем имеющимся доказательствам была дана надлежащая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, несогласие заявителя с которой правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Доказательства, представленные стороной защиты, на которые имеется ссылка в жалобе, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о виновности ФИО2, не опровергают.

Постановление вынесено надлежащим должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО2 в пределах санкции ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и личности виновного. Законных оснований для смягчения наказания не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено. Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 КоАП РФ влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 11 сентября 2019 года и постановление должностного лица Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/1137-19 от 21 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО2 оставить без изменения, жалобу защитника Храменок А.Г. - без удовлетворения.

Судья Н.Л. Мартынов