ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-514/18 от 12.04.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Жуков Ю.А. дело № 21-514/18

Р Е Ш Е Н И Е

«12» апреля 2018 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по ЦФО Заставной Т.А. на решение Шатурского городского суда Московской области от 15 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в отношении начальника отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации Шатурского муниципального района Московской области ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Заставной Т.А. от 20.09.2017 года начальник отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации Шатурского муниципального района Московской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением Шатурского городского суда Московской области от 15.11.2017 года указанное постановление было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава правонарушения.

Не согласившись с решением суда, государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по ЦФО Заставная Т.А. подала жалобу, в которой просит отменить вынесенное решение, указывая на допущенные по делу нарушения норм материального и процессуального права, считает, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения доказана.

Проверив материалы дела по правилам ст.30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав мнение ФИО1, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения постановления не находит.

Как следует из материалов дела, 25.06.2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: Московская область, городской округ Шатура, д. Андреевские Выселки, карьер в лесной полосе (напротив церкви вдоль лесной дороги, ориентировочные координаты 55.627791, 39.520014) сотрудниками Департамента выявлен сброс твердых коммунальных отходов общей площадью около 50 кв.м. (залесенная дорога в д. Фелисово) по склону карьера. В составе отходов обнаружены древесные отходы, пищевые отходы, пластмассовые изделия, части мебели, диве куски шифера, емкости из-под масел, старые матрасы.

Земельный участок, на котором выявлен сброс твёрдых коммунальных отходов находится в кадастровом квартале 50:25:0030102. Принадлежность земельного участка не закреплена, границы земельного участка в соответствии с требования земельного законодательства не установлены, категория земельного участка не определена, вид разрешенного использования не установлен. Согласно положениям п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет органами местного самоуправления.

Лицо, допустившее (осуществившее) сброс твердых коммунальных отходов в карьер, сотрудниками Департамента не установлено.

В действиях (бездействии) неустановленного лица, допустившего (осуществившего) сброс твердых коммунальных отходов, Департаментом усмотрено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сбросе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании размещении и ином обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

По мнению государственного инспектора, образование свалки твердых коммунальных отходов является следствием неисполнения своих должностных обязанностей начальником отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации Шатурского муниципального района. Ссылаясь на должностную инструкцию начальника отдела, согласно которому начальник отдела выполняет обязанности по организации и осуществлении земельного контроля и надзорной деятельности на территории Шатурского муниципального района, государственный инспектор пришел к выводу о том, что начальник отдела земельного контроля отвечает за работу по предотвращению образования свалок на территории муниципального образования, которую надлежащим образом не исполнил. Тем самым, по мнению инспектора, начальник отдела своим бездействием допустил несоблюдение экологических и санитарно эпидемиологических требований при сбросе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.

Предметом правонарушения являются экологические и санитарно- эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Судом достоверно установлено, что из должностной инструкции начальника отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом, а также из «Положения об отделе земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации Шатурского района и должностных инструкций работников отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации Шатурского муниципального района», утвержденного распоряжением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 14.03.2014 № 53р, следует, что отдел земельного контроля хозяйствующим субъектом не является, деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не осуществляет.

Ни на начальника отдела, ни на сотрудников отдела обязанности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не возлагаются.

Этими же документами ни на начальника отдела, ни на возглавляемый им отдел не возлагается и обязанность по организации такой работы.

Не возложена на начальника отдела и обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Начальник отдела не наделен административно-хозяйственными функциями, не обладает властно-распорядительными полномочиями в отношении организаций, располагающих силами и средствами по ликвидации несанкционированных свалок, а также полномочиями по организации такой работы силами отдела земельного контроля и иных структурных подразделений администрации.

Так же ФИО1 выполняет функции муниципального земельного инспектора.

Под бездействием по ст. 8.2 КоАП РФ понимается общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении хозяйствующим субъектом действий при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которые этот субъект мог и должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей, и которые связаны с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Ненадлежащее осуществление муниципального земельного контроля за состоянием земель, по смыслу ст. 8.2 КоАП РФ, таким бездействием не является.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за ненадлежащее осуществление муниципального земельного контроля за состоянием земель не предусмотрена.

Доказательств о том, что ФИО1 руководством администрации давались поручения, касающиеся сбора и утилизации мусора, в рамках возложенных на него полномочий, в материалах дела не имеется.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции придти к выводу о том, что из функциональных обязанностей ФИО1 не усматривается, что он не должен был заниматься, организовывать или участвовать в организации вопросов обеспечения утилизации и переработки твердых коммунальных отходов, обнаруженных в лесном массиве у д. Андреевские Выселки Шатурского района, в рамках своих должностных полномочий.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному мнению, что как начальник отдела земельного контроля, ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, учитываю пояснения ФИО1 в судебном заседании второй инстанции из которых следует, что в администрации создана служба управления жилищно-коммунальным хозяйством, не которую возложена обязанность по контролю за вывозом мусора, а также другие аналогичные обязанности. А ФИО1 занимается исключительно вопросом целевого использования земли.

Решение суда соответствует требованиям ст. 30.7 КоАП РФ, обосновано и мотивировано.

По жалобе должностного лица состоявшееся решение по делу об административном правонарушении может быть отменено только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Между тем, ссылок на какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, допущенные при рассмотрении дела городским судом, жалоба должностного лица не содержит, не установлено таких нарушений и по материалам дела.

Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных городским судом по правилам ст. 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения городского суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение Шатурского городского суда Московской области от 15 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в отношении начальника отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации Шатурского муниципального района Московской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья М.В. Мертехин