ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 03 октября 2012 года
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
в отсутствие ФИО1 – должностного лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
главного государственного инспектора, начальника СТУ Минэкологии по РБ ФИО2 - должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания, извещенных надлежащим образом судебным извещением от 26.09.2012г. (л.д.96), согласно описи заказных почтовых отправлений (л.д.97),
рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 07.09.2012г., которым:
постановление главного государственного инспектора, начальника СТУ Минэкологии по РБ ФИО2 №... от 26.07.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении ... ООО «...» ФИО1 оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главного государственного инспектора, начальника СТУ Минэкологии по РБ ФИО2 №... от 26.07.2012г. ... ООО «...» (далее – Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, за несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке в установленный срок, за что подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Не соглашаясь с постановлением главного государственного инспектора, начальника СТУ Минэкологии по РБ ФИО2 №... от 26.07.2012г., ... ООО «...» ФИО1 обжаловал его в суд, предлагая отменить и прекратить производство по делу мотивируя тем, что в его действиях отсутствует объективная сторона вмененного правонарушения, поскольку требуемой информацией не обладает, следовательно, скрыть ее не может. Постановление вынесено должностным лицом неуполномоченного органа по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд в удовлетворении жалобы вышеприведенным решением от 07.09.2012г. отказал, соглашаясь с выводом должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
На данное судебное решение от 07.09.2012г. в Верховный Суд РБ поступила жалоба ФИО1, в которой предлагается его отменить по тем же доводам, как необоснованное и незаконное, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Также указывается, что жалоба рассмотрена судом в отсутствие защитника, несмотря на поданное ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при осуществлении плановой проверки ООО «...» обнаружено, что для осуществления деятельности ООО «...» использует специальные помещения общей площадью ... и ... кв.м и имеет работников в количестве ... человека.
В соответствии с договором №... о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа от 16.01.2012г. администрация ГО ... передала Обществу во временное владение и пользование объект, входящий в состав муниципальной казны ГО ..., - встроено-пристроенное помещение на 1-ом этаже 9-ти этажного здания, расположенного по адресу: ..., общей площадью ...1кв.м, для использования в целях торговли автозапчастями, гаража. Здесь расположены офисные и торговые площади Общества.
В соответствии с договором №... аренды нежилого помещения от 03.01.2012г. ... ФИО1 передает ООО «...» во временное владение и пользование нежилое помещение, находящееся на цокольном этаже здания, расположенного по адресу: ..., общая площадь ...4кв.м (л.д.29-30).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ №... от 15.06.2012г. основным видом деятельности Общества является розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Согласно «Сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления», утвержденного Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды в 1999г., среднегодовая норма образования (накопления) отходов в учреждениях и на предприятиях составляет 40-70кг (0,2-0,3 куб.м) на сотрудника (работника).
Решением ... городского Совета №... от 14.11.2003г. утверждены нормы образования твердых бытовых отходов для предприятий и организаций всех форм собственности – на 1км площади магазина норма образования отхода составляет 0,5-0,9кв.м в год.
Факт образования отходов в ООО «...» подтвержден материалами проверки, на балансе Общества образуются, передаются на обезвреживание, захоронение отходы, что следует из договоров:
1) договор №... на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления с ГУП «...» от 01.06.2012г.;
2) договор №... на вывоз твердых бытовых отходов от 01.01.2012г. с МУП «...», согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов в объеме 2,5куб.м в месяц. Представлены платежные поручения №... от 24.05. 2012г. и №... от 25.06.2012г. о внесении платы за вывоз ТБО согласно данному договору;
3) договор №... на обезвреживание ртутьсодержащих ламп и приборов от 31.01.2012г. с ГУП «...» РБ.
По результатам указанной проверки в отношении ... ООО «...» ФИО1 ведущим специалистом-экспертом Стерлитамакского территориального управления Минэкологии РБ ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от 06.07.2012г. №... о возбуждении дела по ст.8.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого – главным государственным инспектором, начальником СТУ Минэкологии РБ ФИО2 вынесено оспариваемое постановление от 26.07.2012г. №... о назначении наказания за нарушение ч.3 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки (л.д.62-64), протоколом об административном правонарушении (л.д.71-73), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Факт не предоставления ООО «...» в уведомительном порядке в уполномоченные органы исполнительной власти отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов ФИО1 не оспаривается.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях лица состава вмененного правонарушения по мотиву, что требуемой информацией Общество не располагает и не обязано ее представлять, что протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено неуполномоченным органом, проверены и признаются необоснованными.
Согласно ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по сообщению полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды.
Наступление последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с п.3 ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Часть 1 ст.39 закона предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 285 утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. К числу объектов, находящихся в ведении Российской Федерации и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, ООО «...» не относится.
Согласно Положению, утвержденному Указом Президента РБ от 31.07.2008 № УП-346, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящихся на территории Республики Башкортостан, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (п.2.3); осуществляет в порядке, установленном законодательством, государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе контроль за достоверностью представляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах (п.3.85).
Следовательно, контроль в области обращения отходов, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции. Это значит, что ФИО1 привлечен к ответственности уполномоченным органом.
Согласно Приказу Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Отчетный период составляет один календарный год.
В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Эти требования ... ООО «...» ФИО1 не соблюдены, отчетность в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, им не представлена.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 согласно приказу №... от 26.12.1994г. является ... ООО «...» с 27.12.1994г. на основании Протокола собрания учредителей №... от 26.12.1994г. (л.д.46).
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь ... ООО «...» и обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области обращения отходов.
При таких обстоятельствах действия ФИО1 по ст. 8.5 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Протокол об административном правонарушении 06.07.2012г. составлен при участии ... ООО «...» Т.С.В. в отсутствие ФИО1 при его надлежащем извещении (л.д.73), что не оспаривается. Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в отсутствие ФИО1 при его надлежащем извещении, что не оспаривается.
Административное наказание назначено в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления государственного инспектора и решения суда, не установлено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не имеется. Жалоба на постановление рассмотрена судом первой инстанции в отсутствие ФИО1, извещенного судебным извещением, согласно уведомлению о вручении 31.08.2012г. (л.д.81).
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 07.09.2012г. об оставлении без изменения постановления главного государственного инспектора, начальника СТУ Минэкологии по РБ ФИО2 №... от 26.07.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении ... ООО «...» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка судья Ланина О.А.
дело №...5