ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-515/18 от 27.06.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Баудер Е.В. Дело № 21-515/2018

РЕШЕНИЕ

27 июня 2018 года г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев жалобу Рыбиной Л.В. на постановление начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Елькиной Г.В. № <Номер обезличен> от 10 апреля 2018 года и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 29 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, в отношении ... Сыктывкарским филиалом ПАО «Транскапиталбанк» Рыбиной Л.В.,

установил:

постановлением начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Елькиной Г.В. № <Номер обезличен> от 10 апреля 2018 года ... Сыктывкарским филиалом ПАО «Транскапиталбанк» Рыбина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, Рыбина Л.В. обратилась в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.

Судьей принято решение об оставлении оспариваемого постановления должностного лица контролирующего органа без изменения.

Оспаривая состоявшиеся по делу процессуальные решения, Рыбина Л.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой об отмене, по мотиву их незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Рыбиной Л.В. – Тимофеевой Ю.В., поддержавшей доводы жалобы; начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Елькиной Г.В., заместителя начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Андреевой Л.Н., не согласившихся с доводами жалобы и просивших в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и судебного решения.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее Федеральный закон № 102-ФЗ) сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, установлены обязательные метрологические требования, и которые выполняются, в том числе, при выполнении работ по оценке соответствия.

Пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В силу части 4 статьи 13 приведенного Закона результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступом для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.

Как следует из материалов дела, на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя СЗМТУ Росстандарта от 19 марта 2018 года № 194 в отношении ПАО «Транскапиталбанк» сотрудниками отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми проведена плановая документальная выездная проверка в части соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год.

В ходе проведения проверки должностными лицами установлено, что по адресу месторасположения Сыктывкарского филиала ПАО «Транскапиталбанк»: <Адрес обезличен>, используются неповеренные средства измерений - Электросчетчик СА4У-И672 № 120980, трансформаторы тока Т-0,66 б/н (3 ед.), в нарушение требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Установлено, что на основании приказа председателя Правления ПАО «Транскапиталбанк» от <Дата обезличена> года № <Номер обезличен> Рыбина Л.В. принята на должность ... Сыктывкарского филиала ПАО «Транскапиталбанк».

Согласно должностной инструкции ... Сыктывкарского филиала ПАО «Транскапиталбанк» в обязанности работника, занимающего указанную должность, входит, в том числе, обеспечение безусловного выполнения филиалом действующего законодательства.

Факт совершения административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № <Номер обезличен> от 05 апреля 2018 года; актом проверки отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05 апреля 2018 года; протоколом проверки; приказом Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 194 от 19 марта 2018 года о проведении плановой документарной выездной проверки в отношении ПАО «Транскапиталбанк»; приказом от <Дата обезличена> года о принятии Рыбину Л.В. на должность ... Сыктывкарским филиалом АКБ «Транскапиталбанк»; договором энергосбережения от 01 августа 2015 года; доверенностью № <Номер обезличен> от 31и мая 2017 года; должностной инструкцией на ... Сыктывкарским филиалом ПАО «Транскапиталбанк» от <Дата обезличена> года, и другими доказательствами по делу.

Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях должностного лица ПАО «Транскапиталбанк» Рыбиной Л.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о привлечении Рыбиной Л.В. к административной ответственности за истечением срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ, является необоснованным.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Из содержания части 2 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Из акта проверки отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05 апреля 2018 года следует, что совершенное Рыбиной Л.В. административное правонарушение выразилось в допущению ею как должностным лицом ПАО «Транскапиталбанк» применения неповеренных средств измерений - Электросчетчика СА4У-И672 № 120980, трансформатора тока Т-0,66 б/н (3 ед.), поэтому правонарушение является длящимся. Днем обнаружения (выявления) совершенного административного правонарушения, в данном случае, является день выявления административного правонарушения - 02 апреля 2018 года. Постановление о привлечении Рыбиной Л.В. к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ вынесено должностным лицом контролирующего органа 10 апреля 2018 года.

Таким образом, срок давности привлечения Рыбиной Л.В. к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на день привлечения ее к административной ответственности не истек.

Ссылка в жалобе о недоказанности вины Рыбиной Л.В. во вменяемом административном правонарушении, опровергается материалами дела и установленными обстоятельствами по делу.

Из анализа вышеприведенного законодательства, а именно пункта 3 статьи 1, пункта 1 статьи 9, частей 1 и 4 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ следует, что измерения, проводимые с помощью электросчетчика и трансформаторов тока являются сферой государственного регулирования обеспечения единства измерений, в связи с чем к указанным средствам измерений применяются положения статьи 9 («Требования к средствам измерений»), статьи 13 («Поверка средств измерений») указанного Федерального закона.

Согласно материалам дела при проведении административным органом проверки должностным лицом кредитной организации не представлены свидетельства о поверке средств измерений - Электросчетчика СА4У-И672 № 120980, трансформатора тока Т-0,66 б/н (3 ед.), паспорта с клеймом поверки.

В соответствии с частью 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Частью 1 статьи 543 Гражданского кодекса РФ определено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В Приложении № 2 к договору энергосбережения № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между ОАО «Коми энергосбытовая компания» и ПАО «Транскапиталбанк» указан Перечень точек поставки, объектов, средств учета, параметров по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию, где указано имущество, применяемое при учете энергоресурсов, за которое отвечает ПАО «Транскапиталбанк». Также указаны объекты и характеристики приборов учета электрической энергии (электросчетчики и трансформаторы тока).

Таким образом, факт применения ПАО «Транскапиталбанк» средств измерений, не прошедших своевременно государственную поверку подтверждается материалами дела. При этом Рыбиной Л.В., как должностным лицом Общества, не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов – средства измерений не прошедшие в установленном порядке поверку: не проведена своевременно государственная поверка средств измерений, используемых при измерениях выполняемых в сфере государственного регулирования.

Ссылка в жалобе на то, что Общество не могло предвидеть истечение сроков поверки, поскольку сетевая организация не уведомила их об этом, не опровергает выводы должностного лица надзорного органа и судьи районного суда.

Вопреки доводам жалобы в процессуальных документах, составленных должностным лицом административного органа установлена объективная сторона вменяемого административного правонарушения – бездействие, нарушающее требования законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений не прошедшие в установленном порядке поверку.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в пределах минимальной санкции части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Елькиной Г.В. № <Номер обезличен> от 10 апреля 2018 года и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 29 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, в отношении ... Сыктывкарским филиалом ПАО «Транскапиталбанк» Рыбиной Л.В. оставить без изменения, жалобу Рыбиной Л.В. - без удовлетворения.

Судья И.Г. Пристром