ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-519/2022 от 12.05.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ткаченко Ж.А. дело № 21-519/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 12 мая 2022 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» ФИО1 на решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 февраля 2022 года,

которым постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти Главного управления МЧС России по Самарской области – заместителя главного государственного инспектора г.о. Тольятти по Самарской области по пожарному надзору ФИО2 от 18.06.2021 г. по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС», предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ оставлено без изменения,

установил

Постановлением № 190 заместителя начальника ОНД и ПР г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области – заместителя главного государственного инспектора г.о. Тольятти по Самарской области по пожарному надзору ФИО2 от 18.06.2021 г. юридическое лицо – ассоциация «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законный представитель (председатель правления) ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» ФИО1 обратился в Автозаводский районный суд с жалобой, которым 18 февраля 2022 годавы несено указанное выше решение.

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, председатель правления ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» ФИО1 просит изменить назначенное обществу наказание.

В судебное заседание законный представитель либо защитник правления ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» не явились, о времени и месте рассмотрения поданной жалобы извещались надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, выслушав представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО3,ё прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 26.02.2021 г. в 11 час., на основании распоряжения (приказа) о проведении плановой, выездной проверки от 25.01.2021 г. № 33, была проведена плановая выездная проверка противопожарного состояния объекта защиты - в здании и помещениях ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС», расположенных по адресу: <...>, в ходе которой было выявлено 66 нарушений требований пожарной безопасности, которые изложены в акте проверки № 33 от 26.02.2021 г., а именно: 1. на объект защиты, для которого отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, не разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно- технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1.1 СП 456.1311500.2020 «Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности»;

2. декларация пожарной безопасности, составленная 23.01.2018 г. в отношении объекта защиты, для которого законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, не соответствует утвержденной форме, включена информация, не предусмотренная утвержденной формой, не указан исчерпывающий перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты, что является нарушением ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

3. автоматическая установка пожаротушения не выполняет одновременно и функцию пожарной сигнализации, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

4. не разработана, не утверждена и не согласована с органами государственного пожарного надзора специальная программа и методика по проведению огневых испытаний автоматических установок водяного пожаротушения; не произведены соответствующие испытания не реже 1 раза в 5 лет, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54, ст. 61, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, ГОСТ Р 50680-94;

5. для предотвращения распространения продуктов горения при пожаре в помещения различных этажей по воздуховодам систем общеобменной вентиляции, кондиционирования и дымоудаления не предусмотрены противопожарные нормально открытые клапаны, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 88, ст. 85 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 5.4.20 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»; п. 5.5.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п.п. 6.10, 6.11, 6.20, 6.21, 6.22 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;

6. на пути эвакуации из помещений расположенных на 2-ом этаже (атриум) допущено устройство криволинейной лестницы, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89

Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»,

7. проведено изменение объемно-планировочных решений и размещение оборудования, в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной зашиты, автоматической установки пожаротушения, а именно, устройство вентиляционных каналов (коробов) и размещение другого оборудования и предметов в непосредственной близости от спринклеров системы АУПТ, часть спринклеров заменена металлическими заглушками, что является нарушением п.п. 16, 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

8. двери, выходящие на лестничную клетку, в максимально открытом положении уменьшают требуемую ширину лестничных площадок и маршей, по факту блокируют путь эвакуации по лестничной клетке, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 23, 27 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

9. оборудование, используемое в автоматической установке пожарной сигнализации и системе оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, не подтверждено соответствию требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке, системы АПС и СОУЭ требуют замены, эксплуатируются более 10 лет, что является нарушение ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83, 84, ст. 91, ст. 103, ст. 145, ст. 146, ст. 147 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п.п. 13.3.3, 14.1, 14.2, 14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические Нормы и правила проектирования»; ГОСТ Р 53325-2012 Техника пожарная. Технические средств, пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний;

10. руководитель организации не организовал не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, выход со 2-го этажа с северо-западной стороны здания из помещений квеста, приставная лестница на крышу с южной стороны здания, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

11. отсутствуют указатели направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, указатели обозначаются со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что является нарушением п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

12. ковровые дорожки, укладываемые на путях эвакуации поверх покрытий полов и в эвакуационных проходах на объекте защиты, не закреплены надежно к полу, в тамбурах с северо-

западной и южной сторон здания, на выходах из помещений, что является нарушением п. 31 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

13. при эксплуатации эвакуационных путей и выходов, лестницы №№ 1, 2, 3, 4, допущено размещение оборудования (батареи), выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности лестничного марша и площадок, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 27 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.4.9 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

14. на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, что является нарушением п. 30 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

15. руководитель организации или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, не определил порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением п. 43 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

16. планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют действительности, а именно не верно указано размещение первичных средств пожаротушения, ручных пожарных извещателей, мест пожарных кранов и т.д., что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п.п. 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.9, 6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;

17. при эксплуатации объекта защиты руководитель организации не обеспечил соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, не осуществил проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, указанная документация при проведении проверки не представлена, что является нарушением п. 13 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

18. руководитель организации не организовывает работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, дымовые пожарные извещатели в коридоре на 2-ом этаже (помещение 9) закрыты транспортировочными колпаками: при срабатывании системы пожарной сигнализации в помещениях колледжа на 2-ом этаже (кабинет № 2 «Математика», помещение 61) и на 3-ем этаже (кабинет № 9 «Психологии и педагогике» помещение 18) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не сработала, а также при срабатывании системы в помещениях подвала не сработала система противодымной защиты, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479;

19. информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

20. на фасаде здания размещаются баннеры (транспаранты) выполненные из горючих материалов, сертификат соответствия на указанные баннеры не представлены, что является нарушением ч. 2

ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 12, ст. 13, ч. 11 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 25, 33 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 5.2.3 СП 2.13130.2012 «Свои правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;

21. ступени в пределах всех лестничных маршей выполнены с различной высотой - 17 см, 21 см, 16 см, 24 см, 15 см, 8 см, 19 см, 14,5 см, 10 см и т.д., что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

22. при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов допущено размещение на путях эвакуации и эвакуационных выходах, в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, на входе с южной стороны здания установлен терминал оплаты, -1 этаж помещение 13, 14з, 1 этаж помещение 1, 2д, 4, 41, 61, 89, 2 этаж помещение 25, что является нарушением п. 27 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

23. на внешней стороне пожарных шкафов отсутствует доступная для понимания информация о размещенных технических средствах, на дверке шкафов, где размещен ПК, не нанесено условное обозначение пожарного крана и аббревиатура «ПК», после которой оставлено место для порядкового номера шкафа, на внешней стороне дверки шкафов (модуля), в котором размещены огнетушители, не нанесены знаки пожарной безопасности, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 86, ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 50 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 5.20 ГОСТ Р 51844-2009 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»;

24. под лестничными маршами допущено хранение горючих материалов, по факту - 1 этаж помещение 33, 1 этаж помещение 22, 42, что является нарушением п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

25. на объекте защиты допущена эксплуатация электропроводки и кабелей с видимыми нарушениями изоляции, - 1 этаж помещения 13, 18, 32, 1 этаж помещение 52, что является нарушением п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

26. не обеспечивается соблюдение сроков перезарядки, переосвидетельствования или своевременная замена огнетушителей, установленных на объекте защиты, по факту - огнетушитель

в помещении 52, 58 - стрелка на манометре в красной зоне, что является нарушением п. 60 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

27. допущено выполнение отделки внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2-Г4, с северной, северо-восточной сторон здания, сертификат соответствия на утеплители не представлены, что является нарушением ч. 11 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

28. ручные огнетушители, установленные в здании размещены не в специальных тумбах, в результате чего не обеспечивается их фиксация, безопасная эвакуация людей, а также возможность прочтения маркировочных надписей на корпусе и удобство, и оперативность пользования ими, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 105 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 409 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п.п. 2.3.4, 2.3.5 ГОСТ 12.4.009-83, п. 4.2.7 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»;

29. допущена прокладка электрической проводки по горючему основанию, деревянная перегородка, на - 1 этаже помещения 21, что является нарушением п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

30. руководитель организации не организовал проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными, в том числе, электрическими проводами, кабелями и технологическими коммуникациями, во всех помещениях подвала, а также в местах пересечения противопожарных преград, заполнение проемов в местах установки всех противопожарных дверей, что является нарушением п. 15 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

31. запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, по факту -1 этаж помещение 14д, 15, 15а, 21, 32, 37; 1 этаж помещение 2, 2д, 44, 85, 75, 88; 2 этаж помещение 8, 35, 48; 3 этаж помещение 52, 54, что является нарушением п. 26 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

32. помещения объекта не в полном объеме защищены автоматическими пожарными извещателями системы пожарной сигнализации, - 1 этаж помещение 4, 13а, 24, 27, 29а, 29б; 1 этаж помещение 44, 89; 2 этаж помещение 44, 55а, 58; 3 этаж помещение 48, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3. ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приложение А, п. А1, п. А2, п. A3, п. А4 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

33. помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (Ф2.2, Ф3.1, Ф3.2, Ф3.4, Ф3.5, Ф3.6, Ф4.1, Ф4.2, Ф4.3, Ф5.1, Ф5.2, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.2, 5.4.2, 5.6.2, 6.1.41 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

34. двери всех лестничных клеток оборудованы неисправными приспособлениями для самозакрывания, доводчики между собой разъединены, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479; п.п. 4.4.6, 4.2.24 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

35. не нанесена опознавательная окраска или цифровое обозначение водозаполненного трубопровода спринклерной системы АУПТ, зеленый цвет или цифра «1», по факту трубопровод окрашен в синий, серый цвет, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479; п. 5.7.21 СП 5.13130.2011 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

36. при осмотре задвижек, затворов, кранов не обеспечена возможность визуального контроля состояния данного запорного устройства, в открытом или закрытом положении; задвижки, затворы, краны не снабжены указателями (стрелками) и/или надписями: «Открыто» - «Закрыто», на - 1 этаже помещение 39 на узле управления АУПТ и ВПВ, что является нарушением ч. 2 ст. 1. ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 10 ст. 83, ст. 104 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.2.3.9 ГОСТ Р 51052-2002 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие «технические требования. Методы испытаний;

37. настенные речевые оповещатели расположены таким образом, что расстояние от верхней их части до потолка менее 150 мм, 1 этаж помещение 8, помещение квест, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 61 Правил противопожарного

режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.4 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;

38. руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещения производственного и складского назначения обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, что является нарушением п. 12 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

39. допускается эксплуатация электросветильников без плафонов, предусмотренных конструкцией заводоизготовителя, - 1 этаж помещение 28, 296, 1 этаж помещение 9, что является нарушением п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

40. допущено размещение оборудования и других предметов на подходе к первичным средствам пожаротушения, -1 этаж помещение 15а, 1 этаж помещение 8, 2 этаж помещение 56, что является нарушением п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

41. эвакуационные пути в зданиях не обеспечивают безопасную эвакуацию людей, неровность в полу помещения 40г, выбоины на площадках и ступенях крылец перед входом в здание, что является нарушением ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

42. автоматическая установка пожаротушения не обеспечена запасом оросителей в количестве не менее 10% от числа смонтированных и не менее 2 % от этого же числа для проведения испытаний, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 61 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 5.1.14 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

43. помещения подвала не в полном объеме защищены спринклерами автоматической системы пожаротушения, - 1 этаж помещение 296, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приложение А, п. А1, A3, А4 СП 5.13130.2009 «Системы

противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

44. при оборудовании здания СОУЭ 3 типа над дверью эвакуационного выхода непосредственно наружу 1-го этажа в северной части здания, 1 этаж помещение 89, отсутствует световые табло «Выход», что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479; п.п. 3.1, 3.2, 5.3, табл. 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;

45. разработанная руководителем организации инструкция о мерах пожарной безопасности выполнена не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ, что является нарушением п. 2, глава XVIII Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

46. расстояние от пожарных извещателей до близлежащих предметов, сплинклерные просители в помещениях подвала, составляет менее 0,5 м, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

47. дымовые пожарные извещатели не ориентированы таким образом, чтобы индикаторы были направлены в сторону двери, ведущей к выходу из помещения, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 13.3.17 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

48. для формирования команды управления системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией в защищаемом помещении установлено менее 3-х пожарных извещателей, по факту смонтировано местами по 2 извещателя, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п.п. 14.1, 14.2, 14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

49. в многофункциональном здании с коридорами длиной свыше 10 м при расчетном количестве более 2-х пожарных кранов (далее - ПК) каждая точка помещения не имеет возможности орошаться из двух ПК - по одному ПК, установленному на разных стояках или опусках, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.2.2 СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования»;

50. при подвеске точечных пожарных извещателей на тросах в производственном корпусе не обеспечено их устойчивое положение и ориентация в пространстве, 2 этаж помещение 48, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

51. допущено размещение помещений для организации детского досуга (квестов) в подвальном помещении, не предусмотренного проектной документации на здание, что является нарушением п. 8 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

52. высота участка пути эвакуации в свету менее 2 м, проход в помещение игровой комнаты (квест) 180 см, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 23, 27 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.2.18 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

53. в помещениях квеста на 2-м этаже многофункционального здания класса конструктивной пожарной опасности С0 установлены деревянные перегородки, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, 31, 87, 89, табл. 22 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.2, п. 6.7.1, табл. 6.10, 6.11. СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;

54. ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей менее 1,2 м, лестницы №№ 1, 2, 4, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

55. нарушена конструкция пожарного крана, не обеспечена возможность открывания запорного устройства, отсутствует вентиль на ПК - на -1 этаже помещение 37, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 86, ст. 106 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ГОСТ Р 51844-2009 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»;

56. руководитель организации при расстановке в помещениях технологического и другого оборудования (стеллажи) не обеспечил ширину путей эвакуации и эвакуационных выходов, установленную требованиями пожарной безопасности, а именно: ширина горизонтального участка пути эвакуации между стеллажами 0,55 м, 1 этаж помещение 8, что является нарушением п. 28 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

57. при наличии требований пожарной безопасности к применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности примененных изделий и материалов, в лестничных клетках размещены баннеры и рекламные стенды, что является нарушением п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

58. допущено размещение электронагревательных приборов, не имеющих устройства тепловой защиты, по факту на 2-ом этаже при входе с правой стороны в помещение 8 – электрическая плитка, а также на 2-ом этаже при входе с правой стороны в помещение 40г - двигатели, пусковые устройства, что является нарушением п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

59. при эксплуатации эвакуационных путей допущено размещение внешних блоков кондиционеров, 1 этаж помещение 61, что является нарушением п.п. 16, 27 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

60. при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допущено изменение направления открывания двери, дополнительная дверь на -1 этаже помещение 15а, 2 этаж помещение 48, что является нарушением п. 27 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

61. при изменении объемно-планировочных решений, а именно установка дополнительной решетки, ограничивается доступ пожарному крану, - 1 этаж помещение 15а, что является нарушением п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

62. на объекте защиты допускается размещение (складирование) ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючих, легковоспламеняющихся веществ и материалов (-1 этаж помещение 15; 1 этаж помещение 29, 30; 2 этаж помещение 40г, 48, 50в и т.д.), что является нарушением п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479;

63. руководитель не обеспечил укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами, а также соединительными головками на пожарных кранах и вентилями (-1 этаж помещение 18, 39), что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6. ч. 2 ст. 106 Федерального закона от 22.07.2008 г. 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 50 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 3.7 СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»;

64. звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на -1 этаже (помещения 15а, 20, 24) не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях, что является нарушением п. 4.2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;

65. при оборудовании здания, автоматической установкой пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления (далее - системы вентиляции), закрытие противопожарных нормально открытых клапанов, а так же открытие электрической задвижкой управления клапаном на вводе холодного водоснабжения для системы внутреннего противопожарного водопровода и сплинклерной системы пожаротушения, что является нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 42, п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 14.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 6.24 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;

66. допущена эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, пожарных отсеков и частей здания, а также помещений, не отвечающих нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности. Согласно технического паспорта на здание от 02.07.2007 г. функциональное назначение здания - физкультурно-оздоровительный комплекс, фактически - многофункциональное здание по классу функциональной пожарной опасности Ф2.2; Ф3.1, Ф3.2; Ф3.4; Ф3.5; Ф3.6; Ф4.1; Ф4.2; Ф4.3; Ф5.1; Ф5.2. Вместе с тем, здание ФОК «Статус» было принято в эксплуатацию как физкультурно-оздоровительный комплекс по акту Государственной-приёмочной комиссии о приёмке законченного строительством объекта № 126 от 30.12.2004 г., утв. распоряжением первого заместителя мэра г. Тольятти № 3641-2/р от 30.12.2004 г.; разрешение на ввод объекта (здание административной части физкультурно-оздоровительного комплекса) в эксплуатацию от 09.12.2016 г. № 63-302-562-2016, что является нарушением ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Суд первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица пришел к выводу о том, что доказательства, имеющиеся в материалах дела, являются достаточными, допустимыми и относимыми для признания ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым, вопреки доводам жалобы, судом дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.1 КоАП РФ.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все исследованные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностным лицом и судьей обоснованно установлена вина ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» в несоблюдении требований пожарной безопасности, его действиям дана верная квалификация по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Довод о том, что большая часть нарушений в настоящее время устранена, не является основанием для освобождения от ответственности, так как на момент проведения проверки нарушения правил пожарной безопасности имели место.

Срок давности и порядок привлечения ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» к административной ответственности не нарушены.

Вопреки доводам жалобы наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 указанного выше Кодекса, не имеется. Соответствующие документы ни в суд первой инстанции, ни в обоснование доводов жалобы не предоставлены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

решил

Решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 февраля 2022 года и постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти Главного управления МЧС России по Самарской области – заместителя главного государственного инспектора г.о. Тольятти по Самарской области по пожарному надзору ФИО2 от 18.06.2021 г. по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС», предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - оставить без изменения. Жалобу председателя правления ассоциации «Собственников нежилых помещений офисного центра «СТАТУС» ФИО1 – без удовлетворения.

В соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова