Судья Зеленский В.В. № 7-75/2016
РЕШЕНИЕ
г. Элиста 21 сентября 2016 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Басангов Н.А., при секретаре Цереновой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченова Б.И. на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Приютненский» от 14 июня 2016 г. и решение судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 2 августа 2016 г., вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Приютненский» Джамбаева И.А. от 14 июня 2016 г. Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <…> руб.
Решением судьи Приютненского районного суда от 2 августа 2016 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе представитель Министерства Емченов Б.И. просит вышеуказанные постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в бюджетной заявке на 2016 год Министерство по статье расходов «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» запрашивало бюджетные ассигнования на исполнение данных обязательств в объеме <…> руб., однако Законом Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 г. № 159-V-З «О республиканском бюджете на 2016 год» по данной статье расходов предусмотрены бюджетные ассигнования в размере <…>млн руб. В связи с недостаточным финансированием Министерство не имело возможности выполнить все необходимые обязательства по надлежащему содержанию автомобильных дорог. Кроме того, 2 июня 2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок была размещена информация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию в 2016 г. автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в том числе автомобильной дороги Элиста - Арзгир - Минеральные Воды. В связи с длительными сроками, установленными законодательством о закупках, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении государственный контракт еще не был заключен. Данные обстоятельства подтверждают факт проведения Министерством мероприятий, направленных на содержание в безопасном для движения состоянии дороги «Элиста – Арзгир – Минеральные Воды», и свидетельствуют о том, что в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченов Б.И. поддержал доводы жалобы.
Начальник ОГИБДД МО МВД России «Приютненский» Джамбаев И.А., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав представителя Министерства Емченова Б.И., прихожу к следующим выводам.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует, что в рамках административного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего <…> 2016 г. на автодороге Элиста - Арзгир - Минеральные Воды, инспектором ОБ ДПС ГИДД МВД по РК Б.Б.Б. выявлен факт несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и непринятия мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, ограничению или запрещению дорожного движения на отдельном участке дороги, а именно, на проезжей части, где образовалась яма размером 1,3 м х 1,15 м х 0,15 м. Указанные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 9 июня 2016 г.
По результатам административного расследования в отношении Министерства, как ответственного за безопасное содержание автодороги Элиста - Арзгир - Минеральные Воды, 14 июня 2016 г. составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением <…> от 14 июня 2016 г. Министерство привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере <…> руб.
С выводами должностного лица о виновности Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, судья районного суда согласился.
Между тем, состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 ноября 2010 г. № 338, Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, связи, транспортного комплекса, включающего в себя железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской, внутренний водный транспорт, инфраструктуру транспорта, дорожного хозяйства Республики Калмыкия в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктами 4.4.2.,4.4.4.,4.4.6.,4.4.10.,4.4.11.,4.4.14 указанного Положения к числу полномочий Министерства в сфере дорожного хозяйства отнесено:
- разработка мер по повышению пропускной способности, благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них, организация дорожного движения и информация участников дорожного движения о состоянии проезда;
- организация обеспечением проектной документацией объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них;
- разработка текущих и перспективных планов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения;
- в случае угрозы безопасности участников дорожного движения (или разрушения покрытия дороги) принятие решения о приостановке (полностью или частично) движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения;
- участие в разработке и реализации мер по повышению безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения;
- осуществление функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них;
Постановлением Правительства РК от 29 февраля 2008 г. № 62 автомобильная дорога «Элиста – Арзгир - Минеральные Воды» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Часть 2 указанной статьи определяет, что формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели согласно ч. 3 ст. 33, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. ст. 8, 56 Бюджетного кодекса РФ и ст. 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета субъекта РФ осуществляется органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, устранения выбоин и дефектов покрытия автодорог, проведения работ по ямочному ремонту, исполнения предписаний и представлений контрольно-надзорных органов, уплаты административных штрафов, погашения задолженности за выполненные работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Министерство в 2016г. обращалось в Министерство финансов Республики Калмыкия и Правительство Республики Калмыкия с просьбами об увеличении бюджетных ассигнований на содержание автомобильных дорог регионального значения (письма от 5 и 10 февраля 2016 г.)
Из протокола рассмотрения основных параметров бюджета Министерства на 2016 г., согласованного Председателем Правительства Республики Калмыкия Зотовым И.А., следует, что заявка на расходы в сфере дорожного хозяйства (содержание и ремонт автомобильных дорог) составляла <…> тыс. руб., согласованная сумма к II чтению <…> тыс. руб., отклоненная сумма - <…> тыс. руб.
Согласно ст. 21 Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 г. № 159-V-З «О республиканском бюджете на 2016 год» утвержден объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Калмыкия на 2016 год в сумме <…> тыс. рублей, в том числе на осуществление расходов по обслуживанию долговых обязательств, связанных с использованием бюджетного кредита, полученного из федерального бюджета в 2010 году на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), в сумме <….> тыс. рублей.
15 апреля 2016 г. в вышеуказанный Закон внесены изменения, согласно которым финансирование содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения было увеличено на <…> млн руб.
2 июня 2016 г. (до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме № <…> и документация об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию в 2016 г. автомобильных дорог общего пользования регионального значения протяженностью 202,78 км, в том числе автомобильной дороги «Элиста-Арзгир-Минеральные Воды». Заказчик - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
По результатам открытого аукциона в электронной форме, проведенного 20 июня 2016 г., 6 июля 2016 г. (до вынесения судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении) между Министерством и ООО <…> заключен государственный контракт № <…> на выполнение работ по содержанию в 2016 году автомобильных дорог общего пользования регионального значения протяженностью 202,78 км: Элиста – Арзгир – Минеральные Воды, Элиста – Ики- Бурул – Чолун-Хамур, Элиста – Ремонтное, Северная объездная вокруг г. Элиста, Подъезд к г. Элиста от автомобильной дороги федерального значения М – 6 «Каспий» - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани к Аэропорту, обеспечивающих безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также благоустройство и повышение пропускной способности автомобильной дороги в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1) и Ведомостью объемов работ (приложение № 6), утвержденной Заказчиком в пределах выделенных средств из республиканского бюджета.
Мотивы, по которым должностное лицо и судья пришли к выводу о том, что у Министерства имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ни в постановлении, ни в решении не приведены, а доводы Министерства об обратном не опровергнуты.
Между тем в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанная норма закона не предполагает возможность произвольной оценки судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, представленных доказательств. Их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ).
В связи с изложенным, в действиях (бездействии) Министерства отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Приютненский» от 14 июня 2016 г. и решение судьи Приютненского районного суда от 2 августа 2016 г., вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях (бездействии) Министерства состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Приютненский» от 14 июня 2016 г. и решение судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 2 августа 2016 г., вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.А.Басангов