ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-51/2022 от 04.03.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Лукьянов Р.Н. Дело № 21-51/2022

РЕШЕНИЕ

4 марта 2022 года город Орел

Судья Орловского областного суда О.М. Циркунова, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») ФИО1 на постановление заместителя начальника УВМ УМВД России по Орловской области ФИО2 от 2 ноября 2021 года, решение судьи Северного районного суда г. Орла от 27 января 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управление инвестициями в недвижимость» (далее - ООО «Управление инвестициями в недвижимость») (ООО «РЕИМ») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении,

установил:

постановлением заместителя начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области ФИО2 от 2 ноября 2021 года ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Северного районного суда г. Орла от 27 января 2022 года вышеназванное постановление должностного лица административного органа от 2 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью.

Приводит доводы о том, что ООО «РЕИМ» не является принимающей стороной для иностранных граждан, так как принимающей стороной в данном случае является ООО «<...>» (ООО «<...> в которой иностранными гражданами, в том числе и ФИО3, осуществлялась трудовая деятельность по приглашению указанного предприятия.

Кроме того, полагает, что с учетом характера совершенного административного правонарушения, роли правонарушителя и конкретных обстоятельств дела, отсутствия тяжких последствий в результате совершенного административного правонарушения, имеются основания для признания его малозначительным.

В судебное заседание не явился старший инспектор по особым поручениям отдела миграционного контроля УВМ УМВД России по Орловской области ФИО5, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судьей областного суда разрешен вопрос о возможности рассмотрения настоящего дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив жалобу, выслушав объяснения защитника ООО «РЕИМ» ФИО1 поддержавшего доводы жалобы, представителя должностного лица административного органа -ФИО6, возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства по делу, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из положений Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ (ред. от 24 февраля 2021 года) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о миграционном учете) и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 года) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признаются гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1), а также возможность свободно выезжать за пределы Российской Федерации (часть 2). Соответственно, на государство возлагается обязанность определить порядок пользования названными правами, исполняя которую федеральный законодатель в рамках предоставленных Конституцией Российской Федерации полномочий вправе осуществлять правовое регулирование порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая основания и условия их миграционного учета, что согласуется с Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13 декабря 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН), предусматривающей, что провозглашенные в ней права не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания (пункт 1 статьи 2).

В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).

Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июля 2010 года № 934-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческого частного учреждения «Национальная информационная система паспортизации специалистов «RU PASS» на нарушение конституционных прав и свобод статьями 22 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.

Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным законом (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ).

Согласно пункту 45 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9 (далее - Правила), при убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 названных Правил администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания.

В силу пункта 46 Приказа МВД России от 23 ноября 2017 года № 881 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания» при убытии иностранного гражданина из гостиницы, из санатория, дома отдыха, пансионата, из детского оздоровительного лагеря, из туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или из организации социального обслуживания, представляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо из учреждения, исполняющего административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания уведомляет подразделение по вопросам миграции путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу об административном правонарушении установлено, что 9 сентября 2021 года в ходе проведенной сотрудниками Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области проверки соблюдения требований миграционного законодательства установлено, что ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») в нарушение требований части 3 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ, пункта 45 Правил, не направило в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции в срок до 12 часов 27 июля 2021 года уведомление об убытии гражданина Республики <...>ФИО3 из хостела, расположенного по адресу: <адрес>.

Факт совершения административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств:

протоколом об административном правонарушении, составленным старшим инспектором по особым поручениям отдела миграционного контроля УВМ УМВД России по Орловской области ФИО5 от 30 сентября 2021 года, которым установлено, что гражданин Республики <...>ФИО3 поставлен на миграционный учет по месту пребывания ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») сроком до 26 июля 2021 года в хостеле, расположенном по адресу: <адрес>. Иностранный гражданин выехал за пределы Российской Федерации <дата>, однако ООО «РЕИМ» не предоставило уведомление о его убытии, не позднее 12 часов рабочего дня, следующего за днем убытия из хостела (л.д.51);

дополнительным соглашением между ООО «<...>» и ООО «<...>», согласно п.5.1.2 которого стороны договорились осуществлять размещение персонала подрядчика и производить оплату за проживание персонала подрядчика, при этом подрядчик обязуется направлять письменно либо по электронной почте заявку с указанием количества персонала, сроком проживания и датой заезда, а также уведомлять по электронной почте об отмене заявки либо об изменении сроков проживания персонала (л.д.58);

письмом ООО «<...>» от 26 июля 2021 года, согласно которому ООО «РЕИМ» сообщается о том, что гражданин Республики <...>ФИО3 выезжает из хостела, в связи с расторжением гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг) 23 июля 2021 года (л.д.60);

письменными объяснениями защитника ООО «РЕИМ» ФИО7 от 23 августа 2021 года, из которых следует, что сотрудником хостела ООО «Реим» не было своевременно направлено в миграционную службу уведомление об убытии ФИО3, уведомление о снятии гражданина Республики <...>ФИО3 было ею направлено в отдел миграционного контроля 30 июля 2021 года (л.д.66);

письменными объяснениями ФИО8 от 27 августа 2021 года, из которых усматривается, что уведомление о снятии гражданина Республики <...>ФИО3 до 30 июля 2021 года в отдел миграционного контроля направлено не было (л.д.76);

договором на оказание услуг хостела № ОР-21-02-04, заключенного между ООО «Управление Инвестициями в Недвижимость (ООО «РЕИМ») и ООО «<...>» и заказом, изложенным в приложении к договору (л.д.78-80);

соглашением об информационном взаимодействии между УМВД России по <адрес> и ООО «Управлением Инвестициями в Недвижимость» при предоставлении информации о постановке и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства от 11 сентября 2019 года (л.д.101); и другими представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, действия предприятия, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили должностному лицу административного органа и судье Северного районного суда г. Орла сделать вывод о том, что предприятием не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы жалобы о малозначительности вменяемого правонарушения и наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть признаны обоснованными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу закона статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения лица от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение.

Вместе с тем совершенное по данному делу ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») административное правонарушение малозначительным не является; допущенное им нарушение в сфере миграционного законодательства является формальным, не требует обязательного наступления вредных последствий или угрозы наступления таких последствий.

В соответствии с положениями вышеназванного Федерального закона о миграционном учете миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

В силу части 1, пункта 4 части 3 статьи 4 Федерального закона о миграционном учете целями осуществления миграционного учета являются, в том числе планирование развития территорий Российской Федерации; управление в кризисных ситуациях, а также защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации. Миграционный учет основывается на принципе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защите иных интересов Российской Федерации.

Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения, посягающего на регламентированный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также порядок по обеспечению реализации единой государственной миграционной политики и обеспечения национальной безопасности, что, в свою очередь, представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений в области реализации миграционной политики, обстоятельства, которые свидетельствовали бы об исключительности вмененного ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») административного правонарушения, и правовые основания для признания данного правонарушения малозначительным, о чем заявителем ставится вопрос в жалобе, отсутствуют.

Является несостоятельным утверждение в жалобе о том, что ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») не являлась принимающей стороной по делу, поскольку это утверждение опровергается совокупностью вышеприведенных по делу доказательств.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о допущении нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда

решил:

решение судьи Северного районного суда г. Орла от 27 января 2022 года, которым постановление заместителя начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области ФИО2 от 2 ноября 2021 года изменено в части размера назначенного наказания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Управление инвестициями в недвижимость» (ООО «РЕИМ») ФИО1- без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья О.М. Циркунова

Судья Лукьянов Р.Н. Дело № 21-51/2022