Дело № 21-520/2020
Судья Афанасьев Э.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
1 декабря 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - командира второй роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской Республике ФИО5, на решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 15 октября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением командира второй роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской Республике ФИО5 № 18810021200000750082 от 28 июля 2020 года с учётом определения об исправлении описки от 31 августа 2020 года ФИО6 признан виновным в совершении административного дела, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 15 октября 2020 года постановление командира второй роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской Республике ФИО5 № 18810021200000750082 от 28 июля 2020 года отменено, производство по делу в отношении ФИО6 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, командиром второй роты ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской Республике ФИО5, вынесшим постановление, ставится вопрос об отмене решения судьи.
Изучив жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО6 и должностного лица ФИО5, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением должностного лица ФИО6 привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, по тем основаниям, что 26 июля 2020 года в 17 часов 55 минут на 637 км. автодороги М-7 управлял автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежащему физическому лицу ФИО1, при перевозке груза по ТТН на коммерческой основе, без тахографа, в нарушение требований приказов Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и № 36 от 13 февраля 2020 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Отменяя вышеуказанное постановление в отношении ФИО6 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья своё решение мотивировал тем, что на вышеуказанном автомобиле был установлен тахограф и в материалах дела не имеется доказательств его отсутствия, а нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа при управлении транспортным средством, образующее объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, ФИО6 не было вменено.
Вместе с тем состоявшееся по настоящему делу об административном правонарушении судебное решение законными признать нельзя, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не имелось.
Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на руководство и управление в сфере установленных функций.
Приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» с 1 июня 2020 года введена прямая обязанность по оснащению транспортных средств категории N 3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Также согласно абз. 5 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи.
В приложении №2 к приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» определены категории транспортных средств, оснащаемых тахографами, за исключением транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. № 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный“№ 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).
Судьей районного суда не принято во внимание, что транспортное средство <данные изъяты> (№) с государственными регистрационными знаками № имело не тахограф, требования к которому установлены приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36, а штатное контрольное устройство в соответствии с требованиями Европейского соглашения, которое разрешено к использованию Российским законодательством лишь при наличии соответствующей карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок.
Об этом свидетельствуют рапорт инспектора ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской РеспубликеФИО7 и письменные объяснения ФИО6 о наличии в автомобиле штатного тахографа – шайбы, под которым следует понимать 0штатное контрольное устройство в соответствии с требованиями Европейского соглашения, разрешенное к использованию Российским законодательством при наличии соответствующей карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, а так же доводы жалоба ФИО6 с ошибочным указанием на то, что указанное устройство равнозначно тахографу в соответствии Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Водителем ФИО6 карточка допуска на транспортное средство <данные изъяты> с государственными регистрационными знаками № для осуществления международных автомобильных перевозок не предъявлялась.
Согласно паспорту транспортного средства <адрес> транспортное средство <данные изъяты> (VIN №) с государственными регистрационными знаками № разрешенной максимальной массой 18000 кг (относится к категории N 3) имеет экологические характеристики, соответствующие 2 экологическому классу и следовательно должно быть оснащено тахографом с 1 июня 2020 года, в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Штатное контрольное устройство в соответствии с требованиями Европейского соглашения не может быть признано тахографом в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», поскольку штатное контрольное устройство разрешено к использованию Российским законодательством (в порядке исключения) лишь при наличии соответствующей карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок. В остальных случаях запрещено к использованию на территории Российской Федерации.
Таким образом, после 1 июня 2020 года управление транспортными средствами категории N3, экологического характеристики которых соответствуют требования экологического класса 3 и ниже, эксплуатируемые физическими лицами, в отсутствие тахографа, отвечающего требованиям, приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО6 со ссылкой равнозначность понятий «контрольное устройство» и «тахограф» по смыслу Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» подлежали отклонению судьей районного суда, поскольку транспортное средство <данные изъяты> (VIN №) с государственными регистрационными знаками № не допущено для осуществления перевозчиком международных автомобильных перевозок.
Выводы судьи районного суда основаны на ошибочном толковании норм закона, сделаны без учета приведенных выше правовых норм и являются неправильными, принятое по настоящему делу судебное решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО2, ФИО3 и ФИО4», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 15 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО6 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев