Дело № 21-521/2020
Судья Порфирьев А.В.Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении
24 декабря 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу юрисконсульта ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Некрасова Л.Ю. на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.31-570/2020 от 23 июня 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юрисконсульта ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Некрасова Льва Юрьевича,
установил:
постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. № 021/04/7.31-570/2020 от 23 июня 2020 года юрисконсульт ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Некрасов Лев Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 октября 2020 года названное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением и решением, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу. Указывает на отсутствие в его действиях нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; нарушение прокуратурой требований Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»; нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 28.6 КоАП РФ, выразившееся в несоставлении протокола об административном правонарушении при оспаривании события административного правонарушения; нарушение права на защиту. Письменное объяснение заявителя и ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении. В нарушение требований КоАП РФ решение по заявленному ходатайству должностным лицом органа административной юрисдикции не принято.
Проверив дело и доводы жалобы, выслушав ФИО1 поддержавшего доводы жалобы, помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Краснову Е.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ наступает за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным Законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В силу частей 2, 7 статьи 94 Закона заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.
Частью 2 статьи 103 Закон о контрактной системе поименованы документы и информация, включаемые в реестр контрактов.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 103 Закона в редакции до 1 июля 2019 года в реестр включается информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта.
Согласно названной норме в редакции с 1 июля 2019 года в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта).
Пункт 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе включает в реестр контрактов документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. В названную норму Закона изменения не вносились.
Информация, указанная в пунктах 10, 13 части 2 статьи 103 Закона направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в редакции, действующей с 1 июля 2019 года, в отношении приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги данная норма являлась неизменной).
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 103 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила № 1084), подпунктами «к», «н» пункта 2 которых информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, а с 7 августа 2019 года отдельного этапа исполнения контракта), а также документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги), перечислены в составе информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов в целях ведения реестра контрактов заказчик.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 1084 в редакции, действовавшей до 31.12.2019, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта (исполнения (расторжения) контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг) - информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 настоящих Правил.
С 31.12.2019 пунктом 12 Правил № 1084 предусмотрено в целях ведения реестра контрактов формирование и направление заказчиком в Федеральное казначейство информации и документов, указанных в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг.
Во исполнение пункта 10 Правил № 1084 приказом Минфина России от 19.07.2019 № 113н утвержден Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, вступивший в силу 29 сентября 2019 года (далее - Порядок от 19.07.2019 № 113н).
Так, информация формируется в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы или направляется в Федеральное казначейство из информационной системы (пункт 4), а документы, включаемые в реестр контрактов, формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования, и в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде (пункт 5 Порядка).
Сведения, указываемые заказчиком в целях ведения реестра контрактов при формировании информации об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информации о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), а также информации о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг, определены пунктом 36 Порядка от 19.07.2019 № 113н.
К таковым сведениям, в частности отнесены код и наименование документа (ов) о приемке поставленного товара, а также наименование и код валюты, в которой осуществляется оплата контракта, наименование, номер и дата платежного документа.
Таким образом, во исполнение требований пункта 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и Правил № 1084 пункт 36 Порядка от 19.07.2019 № 113н предусматривает формирование заказчиком информации путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы (указания кода и наименования документа (ов) о приемке поставленного товара, наименовании и коде валюты, в которой осуществляется оплата контракта, наименовании, номера и даты платежного документа иных необходимых сведений) или путем ее направления в Федеральное казначейство из информационной системы.
Вместе с тем указанные нормы не отменяют обязанность заказчика направить в Федеральное казначейство включаемые в соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и Правилами № 1084 в реестр контрактов документы о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги), которые формируются заказчиком в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования, и в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде.
Срок направления обозначенной информации (документов) - пять рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Аналогичные по своему содержанию требования содержались в пунктах 4, 5, 36 действовавшего ранее Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н (далее – Порядок от 24.11.2014 № 136н).
Из представленных материалов дела и установленных должностным лицом органа административной юрисдикции и судьей районного суда обстоятельств следует, что, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары период с 05.03.2020 по 11.03.2020 проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказчиками, расположенными на поднадзорной территории, сведений в единой информационной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в деятельности учреждения <адрес>
В ходе мониторинга интернет – сайта Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru по состоянию на 5 марта 2020 года установлено, что ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» (далее - Учреждение) как заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, заключены:
1) агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО <данные изъяты> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (индивидуальный код закупки №
2) договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с АО <данные изъяты> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (№
3) договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с АО <данные изъяты>» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (№
4) договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с АО <данные изъяты>» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (№);
5) договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с АО <данные изъяты>» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (№).
На основании анализа положения названных договоров, содержание которых подробно приведено в обжалуемых актах, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований Закона о контрактной систем и приятых в его исполнение нормативных актов, Учреждением нарушен срок направления для размещения в реестре документов о приемке оказанных работ (услуг) по названным контрактам - составленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в последний день месяца отчетного периода ежемесячные акты, даты и номера которых установлены, размещены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об оплате оказанных услуг по названным договорам не размещены на момент проведения проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – юрисконсульта ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» ФИО1, обладающего соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз», необходимыми служебными полномочиями в сфере закупок, в том числе на публичное размещение результатов, размещение в ЕИС информации о контрактах, об исполнении контрактов, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО1, как должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии и судьей районного суда при проверке жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением заместителя прокурора Ленинского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 апреля 2020 года, справкой об исполнении поручения прокуратуры республики от 02.03.202 №, сведениями, размещенными в Единой информационной системе в сфере закупок, решением о проведении проверки от 5 марта 2020 года №, должностной инструкцией ФИО1 по должности юрисконсульта, и другими
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судьей районного суда были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы ФИО1 о том, что он не подлежит административной ответственности, тщательно проверены административным органом и судьей районного суда и обоснованно опровергнуты.
Оснований не согласиться с указанными выводами у вышестоящего суда не имеется.
ФИО1 наделен ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» необходимыми служебными полномочиями, обязан был обеспечить представление необходимой информации в установленный Законом о контрактной системе срок, однако данными обязанностями пренебрег.
Анализ положений агентского договора от 05.03.2019 и договоров энергоснабжения от 09.01.2019 объективно свидетельствует, что составляемые при его исполнении ежемесячные акты, размещенные в Единой информационной системе в сфере закупок 5 и 6 марта 2020 года (на сайте https://zakupki.gov.ru, №; №, №№№ являются документами о приемке выполненной работы, оказанной услуги и подлежали формированию в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования либо в форме электронного документа, и направлению для включения в реестр контрактов в срок пять рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, при этом суд исходит из того, что датой приемки является дата составления указанных актов.
Помимо этих актов, перечисленных в обжалуемых постановлении и решении, составление сторонами контрактов иных документов при принятии решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги о приеме, контрактами не предусмотрено, и решения о приемке иной датой автором жалобы не представлено.
Вместе с тем документы о приемке выполненной работы, оказанной услуги по названным выше договорам, исходя из даты их составления направлены с нарушением срока, установленного частью 3 статьей 103 Закона о контрактной системе
С доводами заявителя о том, что требования Закона о контрактной системе при размещении информации об оплате контракта были соблюдены согласиться нельзя.
Так, в ходе мониторинга интернет сайта https://zakupki.gov.ru по состоянию на 5 марта 2020 года сведения об оплате по приведенным выше контрактам отсутствовали, в последующем внесены 5 и 6 марта 2020 года.
Вместе с тем, учитывая, что согласно представленным заявителем сведениям из ЕИС оплата по названным контрактам осуществлена 20.01.2020 платежным поручением № (л.д. 64-68), 17.01.2020 платежными поручениями №, №, № (л.д. 88-91, 96-98), ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением № (л.д. 103-107), при этом направлена в ЕИС 5 и 6 марта 2020 года, срок направления указанной информации – пять рабочих дней с даты оплаты, в которую исполнение обязательство по контракту было осуществлено заказчиком, нарушен.
Последовавшие после исполнения контрактов в части оплаты заказчиком изменения цен контрактов дополнительными соглашениями с фиксацией объема фактически выполненных работ (оказанных услуг) в данном конкретном случае на указанный срок формирования и направления информации об оплате контракта для включения в реестр контрактов не влияет.
Доводы заявителя о недопустимости доказательств по настоящему делу судом не принимаются.
Из представленных материалов дела следует, что сведения о нарушениях в рамках настоящего дела выявлены прокуратурой при исполнении поручения прокуратуры республики от 02.03.202 № путем мониторинга интернет – сайта Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказчиками, расположенными на поднадзорной территории.
При таком мониторинге непосредственное взаимодействие с заказчиком не происходило, на территорию и в помещения Учреждения прокурор не входил.
Предусмотренное статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение № 49 о проведении проверки Учреждения вынесено заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары 5 марта 2020 года (л.д. 20).
В судебном заседании в вышестоящем суде помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Краснова Е.В. подтвердила личное информирование руководителя о проводимой проверке, что объективно подтверждено представленными сведениями о телефонных соединениях и запросом прокуратуры от 10 марта 2020 года № (л.д. 50).
По названному запросу прокурора после ознакомления с решением о провдении проверки сведения, подтверждающие своевременное направление в Федеральное казначейство информации и документов для включения в реестр контрактов, опровергающие данные мониторинга официального интернет сайта, Учреждением либо ФИО1 не представлены.
Отраженные в справке об исполнении поручения прокуратуры республики от 02.03.202 № результаты мониторинга объективно подтверждены сведениями, размещенными в Единой информационной системе в сфере закупок, ФИО1 не оспариваются и не опровергнуты.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела доводы заявителя о том, что по состоянию на 6 марта 2020 года исполнение контрактов было завершено, на юридическую квалификацию не влияют и правового значения для дела не имеют.
Процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ, содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, при таком возбуждении дела об административном правонарушении составление протокола об административном правонарушении не требуется.
При наличии постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности отсутствие формального определения должностного лица органа административной юрисдикции о разрешении ходатайства заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Порядок и годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
При этом суд исходит из того, что непредставление части информации и документов в установленный законом срок при исполнении каждого из контрактов имело место более одного года назад, вместе с тем состоит их тождественных действий (бездейстия), квалифицированных как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, оконченное в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание ФИО1 как должностному лицу в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, правовых оснований для снижения размера штрафа, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.31-570/2020 от 23 июня 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юрисконсульта ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики ФИО2
Решение18.01.2021