№ 21-521/2021
решение
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» ФИО1 на постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству ФИО2 от 10 августа 2020 года № 018-38-04/20, 019-38-04/20, 020-38-04/20, 021-3804/20, 022-38-04/20, 023-38-04/20, 024-38-04/20 и решение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 15 марта 2021 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству ФИО2 от 10 августа 2020 года № 018-38-04/20, 019-38-04/20, 020-38-04/20, 021-3804/20, 022-38-04/20, 023-38-04/20, 024-38-04/20 Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» (далее ООО «Байкальская лесная компания», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
Решением судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 30 сентября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Иркутского областного суда от 14 января 2021 года решение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 30 сентября 2020 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.
Решением судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 15 марта 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Копия решения судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 15 марта 2021 года получена обществом 30 марта 2021 года (л.д.172).
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд 1 апреля 2021 года, генеральный директор ООО «Байкальская лесная компания» ФИО1, не соглашаясь с принятыми в отношении общества актами, просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку материалами дела вина общества в совершении вмененного административного правонарушения не подтверждена, выводы должностного лица и судьи районного суда основаны на недопустимых доказательствах, в том числе не установлены надлежащим образом субъект административного правонарушения, место и время его совершения. Полагает, что нарушено право общества на защиту, поскольку уведомление о времени и месте проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления не направлялось законному представителю юридического лица. Утверждает, что протокол об административном правонарушении необоснованно оценен как доказательство по делу, что свидетельствует об обвинительном уклоне при рассмотрении дела. Административным органом не предприняты меры, направленные на непосредственное обнаружение события правонарушения, не зафиксированы соответствующие доказательства установленными в законе способами, нарушены положения статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как осмотр лесного участка проводился в отсутствие понятых. Обращает внимание на многочисленные нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе на проведение проверки без соответствующего распоряжения либо планового (рейдового) задания. Законный представитель общества не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела должностным лицом. Указывает, что решение судьи районного суда не отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении». При новом рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены указания Иркутского областного суда, которым отменено первоначальное решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области по данному делу.
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» генеральный директор ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по юридическому адресу общества, что подтверждается почтовым уведомлением, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил. Учитывая, что его явка не признавалась судом необходимой и обязательной, полагаю возможным рассматривать дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству и материалы дела Нижнеилимского районного суда Иркутской области № 12-37/2021, проанализировав доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления и судьей районного суда решения с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 10 раздела I и пункта 30 раздела III Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 марта 2019 года № 188, действовавших до 1 января 2021 года, то есть на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Байкальская лесная компания» к административной ответственности, лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления и считаются завершенными после отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 64.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подготовка лесного участка к созданию лесных культур включает:
маркировку линий будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники;
сплошную или полосную (частичную) расчистку площади от валежника, камней, нежелательной древесной растительности, мелких пней, стволов усохших деревьев;
корчевку пней, препятствующих движению техники или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники;
планировку поверхности лесного участка, при необходимости проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах;
при необходимости - предварительную борьбу с вредными почвенными организмами,
на заболоченных, избыточно увлажненных почвах - проведение осушительных мероприятий.
Не устранена данная обязанность и после 1 января 2021 года в связи с принятием новых Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 1014.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Байкальская лесная компания» осуществляет заготовку древесины в Нижнеилимском лесничестве на основании договора аренды лесного участка от 18 октября 2010 года № 91-301/10, Соглашений о передаче прав и обязанностей по указанному договору от 15 декабря 2017 года и от 10 декабря 2018 года, которые представлены должностным лицом одновременно с делом об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 5.4.9 договора аренды арендатор обязан осуществлять лесовосстановление на предоставленном ему лесном участке.
Согласно Проектам искусственного (комбинированного) лесовосстановления на весну, осень 2019 года и на 2019 год, представленнымдолжностным лицом одновременно с возражениями на жалобу общества, обществом запланировано искусственное лесовосстановление методом посадки сеянцев после расчистки и подготовки вырубленных лесных площадей, последующая опашка минерализованной полосой по периметру участка с установкой деляночных столбов.
На основании уведомления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству от 20 мая 2020 года № 1883, 25 июня 2020 года проведена проверка соблюдения договорных обязательств по воспроизводству лесов в Рудногорском лесничестве ООО «Байкальская лесная компания», о чем составлен акт № 2.
В ходе данной проверки установлено следующее.
В квартале 217, выделы 20, 21, Северной дачи Рудногорского участкового лесничества, после вырубки 2016 года при подготовке участка к созданию лесных культур не произведена расчистка площади 10,2 га, обработка почвы произведена путем нарезки борозд, лесные культуры созданы осенью 2019 года методом посадки сеянцев 2-3 лет сосны обыкновенной. Опашка минерализованной полосой по периметру выполнена, деляночные столбы на углах поворота не установлены.
В квартале 220, выдел 12, Северной дачи Рудногорского участкового лесничества, на площади 10,6 га при подготовке участка к созданию лесных культур подготовка почвы не произведена, лесные культуры не созданы. Опашка минерализованной полосой по периметру не выполнена, деляночные столбы на углах поворота не установлены.
В квартале 222, выдел 8, Северной дачи Рудногорского участкового лесничества, на площади 4,2 га, категория лесокультурной площади: прогалина, подготовка почвы не произведена, лесные культуры не созданы, опашка минерализованной полосой по периметру не выполнена. На участке наблюдается естественное заращивание молодыми деревьями хозяйственно ценных пород, породный состав -5Л2С3Е, возраст - 30 лет.
В квартале 221, выделы 21, Северной дачи Рудногорского участкового лесничества, на площади 13,4 га, после вырубки 2016 года при подготовке участка к созданию лесных культур полосная расчистка по волокам не произведена, лесные культуры не созданы. Опашка минерализованной полосой по периметру выполнена, деляночные столбы на углах поворота не установлены.
В квартале 222, выделы 12, 27, Северной дачи Рудногорского участкового лесничества, на площади 24,4 га после вырубки 2016 года подготовка почвы не произведена, лесные культуры не созданы, опашка минерализованной полосой по периметру не выполнена, деляночные столбы на углах поворота не установлены.
В квартале 41, выдел 27, Северной дачи Рудногорского участкового лесничества, на площади 1,1 га после вырубки 2015 года подготовка почвы не произведена, лесные культуры не созданы, опашка минерализованной полосой по периметру не выполнена, деляночные столбы на углах поворота не установлены.
В квартале 42, выдел 15, Северной дачи Рудногорского участкового лесничества, на площади 4,2 га после вырубки 2015 года подготовка почвы не произведена, лесные культуры не созданы, опашка минерализованной полосой по периметру не выполнена, деляночные столбы на углах поворота не установлены.
15 июля 2020 года по фактам выявленных нарушений обязательных требований старшим государственным лесным инспектором, начальником отдела Рудногорского участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству ФИО3, уполномоченным в соответствии с положениями статьи 23.24.1 и части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, в отношении ООО «Байкальская лесная компания» составлены семь протоколов об административных правонарушениях по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №№ 018-38-04/20, 019-38-04/20, 020-38-04/20, 021-3804/20, 022-38-04/20, 023-38-04/20, 024-38-04/20.
Протоколы об административных правонарушениях соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, события административных правонарушений должным образом описаны, а потому они обоснованно признаны судом в качестве допустимых доказательств по делу, учитывая надлежащее извещение общества и его законного представителя по юридическому адресу о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое получено обществом 7 июля 2020 года, что подтверждается данными почтового идентификатора № 80087049757672, размещенными на сайте ФГУП «Почта России». Копии протоколов об административных правонарушениях получены обществом 23 июля 2020 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом и судьей районного суда не учтено то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении является способом фиксации доказательств, а не самостоятельным неоспоримым доказательством по делу, являются несостоятельными, так как в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, и протоколом об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что данные о непосредственном обнаружении административным органом административного правонарушения не соответствуют действительности, опровергаются актом проведения проверки соблюдения обществом договорных обязательств от 25 июня 2020 года № 2. Причем обществу направлялось уведомление о проведении данной проверки 20 мая 2020 года, которое получено обществом 28 мая 2020 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
Определением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству ФИО2 от 15 июля 2020 года дела об административных правонарушениях №№ 018-38-04/20, 019-38-04/20, 020-38-04/20, 021-3804/20, 022-38-04/20, 023-38-04/20, 024-38-04/20 объединены в одно производство.
Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству ФИО2 от 10 августа 2020 года № 018-38-04/20, 019-38-04/20, 020-38-04/20, 021-3804/20, 022-38-04/20, 023-38-04/20, 024-38-04/20 ООО «Байкальская лесная компания» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» обязательных требований, установленных Правилами лесовосстановления, а также вина общества в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются исследованными допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой: договором аренды лесного участка от 18 октября 2010 года № 91-301/10, Соглашениями о передаче прав и обязанностей по указанному договору от 15 декабря 2017 года и от 10 декабря 2018 года; Проектами искусственного (комбинированного) лесовосстановления на весну, осень 2019 года и на 2019 год; уведомлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству от 20 мая 2020 года № 1883; актом проверки соблюдения договорных обязательств от 25 июня 2020 года № 2 и другими материалами дела.
Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Постановление должностного лица – начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству ФИО2 – от 10 августа 2020 года № № 018-38-04/20, 019-38-04/20, 020-38-04/20, 021-3804/20, 022-38-04/20, 023-38-04/20, 024-38-04/20 мотивировано, обстоятельства совершенных ООО «Байкальская лесная компания» правонарушений описаны. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Общество и его законный представитель извещены должностным лицом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по юридическому адресу, извещение получено 23 июля 2020 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
В жалобе законный представитель общества указывает, что постановление должностного лица не содержит объективных сведений о том, что нарушение обязательных требований совершено именно обществом, а не иными лицами, то есть, не установлен субъект административного правонарушения.
Эти доводы не являются основаниями к отмене постановления должностного лица, поскольку общество, осуществляя заготовку древесины в лесах, обязано соблюдать установленные обязательные требования лесовосстановления, которые обществом нарушены, что достоверно следует из акта проверки исполнения договорных обязательств и Проекта лесовосстановления.
Все доводы жалобы о несоблюдении должностным лицом положений статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе об отсутствии понятых, не заслуживают внимания, поскольку проводилась проверка выполнения договорных обязательств на лесном участке, расположенном на землях лесного фонда, которые не являются территорией предприятия, так как в силу статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Все доводы жалобы, касающиеся нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», а также о недопустимости доказательств, полученных с данными нарушениями, в том числе о не уведомлении общества о проведении проверки, являются несостоятельными, так как проверка проводилась не в рамках указанного закона, а в качестве самостоятельного мероприятия в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, не на территории предприятия, а на лесном участке, который не принадлежит юридическому лицу, а лишь используется в целях заготовки древесины.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья Нижнеилимского районного суда Иркутской области известил общество и его законного представителя по юридическому адресу (уведомление получено обществом 26 февраля 2021 года, что подтверждается почтовым уведомлением, а также исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что постановление должностного лица территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству отмене не подлежит, так как в действиях ООО «Байкальская лесная компания» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом и судьей районного суда не установлена точная дата совершения административного правонарушения (а не его обнаружения), что повлекло неправильное исчисление срока давности привлечения к административной ответственности, не влекут отмену состоявшихся по делу актов, поскольку эти доводы основаны на ошибочном толковании законодательства.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Байкальская лесная компания», являясь арендатором лесного участка, обязано соблюдать требования Правила лесовосстановления и положения Проекта лесовосстановления.
К выводу о виновности ООО «Байкальская лесная компания» в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо министерства лесного комплекса и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Доказательств отсутствия вины обществом не представлено, отсутствуют сведения о том, что обществом предприняты все возможные меры для соблюдения установленных законодательством, договором и Проектом лесовосстановления обязанностей.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Вопреки доводам жалобы решение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 указанного кодекса.
Доводы жалобы о несоответствии решения судьи районного суда разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», не влекут его отмену, поскольку данные разъяснения применяются при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы жалобы о невыполнении решения Иркутского областного суда от 14 января 2021 года при новом рассмотрении дела являются надуманными, так как должностным лицом представлены Проекты искусственного лесовосстановления, нарушение которых вменено обществу.
Административное наказание назначено ООО «Байкальская лесная компания» в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей в минимальном размере санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы генерального директора ООО «Байкальская лесная компания» ФИО1 по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Иркутского областного суда
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству ФИО2 от 10 августа 2020 года № 018-38-04/20, 019-38-04/20, 020-38-04/20, 021-3804/20, 022-38-04/20, 023-38-04/20, 024-38-04/20 и решение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 15 марта 2021 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» оставить без изменения, жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.А. Ткачук