ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-525/20 от 10.08.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 21-525/2020

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 10 августа 2020 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Поляны» по жалобе и.о. генерального директора общества на постановление по делу и решение судьи Киселевского городского суда от 29 июня 2020г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 октября 2019г. АО «Поляны» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе генеральный директор общества просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава правонарушения в действиях общества по использованию вскрышной породы для технологических нужд, в том числе для планирования промплощадки для ликвидации провалов и проседаний.

Решением судьи Киселевского городского суда от 29 июня 2020г. в удовлетворении жалобы отказано.

В жалобе и.о. генерального директора АО «Поляны», просит постановление и решение отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на использование в 4 квартале 2018г. вскрышной породы в целях ликвидации провалов и проседаний, выравнивания площадки для горного оборудования в соответствии с «Техническим проектом консервации подземных горных выработок шахты «Краснокаменская» в границах лицензии », Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами; отсутствие по делу доказательств вины общества в совершении правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника АО «Поляны» Ефимову К.В. (доверенность от 22 января 2020г.), прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении АО «Поляны» плановой выездной проверки соблюдения требований в области охраны окружающей среды и природопользования в деятельности общества 9 сентября 2019 г. было выявлено нарушение требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды».

23 октября 2019 г. в отношении общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Установлено, что АО «Поляны» допустило размещение вскрышных пород в объеме 13,08 тыс. м.куб. на объекте – в районе разведочных линий <данные изъяты>,, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, проектной документацией «Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО «Поляны», пояснительной запиской, иными материалами дела.

Перечисленным доказательствам должностное лицо дало верную оценку, обоснованно установив вину АО «Поляны» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Жалоба на постановление судьей городского суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона.

Доводы жалобы являются необоснованными.

Согласно п 3.11 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Из Примечания следует, что к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

В соответствии с ч 6. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно проектной документацией «Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО «Поляны», разработанной ООО <данные изъяты> с положительным заключением государственной экологической экспертизы № 1258-Э от 20 октября 2014г. предусмотрено формирование внешних отвалов № 1, 2, 3 и внутренних отвалов № 1, 2 с указанием параметров отвалов. Район разведочных линий <данные изъяты>, не находится в параметрах указанных выше отвалов. В проектной документации отсутствую ссылки на площадку для горно-шахтного оборудования, ее выравнивание с использованием вскрышных пород.

Доводы жалобы о проведении указанных работ в соответствии с «Техническим проектом консервации подземных горных выработок шахты «Краснокаменская» в границах лицензии », а также Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, не могут быть приняты.

Пунктом. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрена возможность при ликвидации горных выработок использования вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок..

Вместе с тем, как установлено по делу, данные о ликвидации обществом горных выработок, ликвидации объекта, по делу отсутствуют.

Согласно п. 6.3 Проекта работы по консервации выработок, выходящих на дневную поверхность, выполняются по рабочим проектам. При этом из указанных в нем мероприятий по изоляции горных выработок, выходящих на поверхность, засыпка провалов и проседаний территории, нарушенной при проведении открытых и подземных горных работ, отходами не предусмотрена.

«Проект производства работ ликвидации деформаций дневной поверхности (просадки), вызванных отработкой запасов подземным способом, 2018», утвержденный главным инженером АО <данные изъяты> в 2018 году без указания даты, предусматривающий использование вскрышной породы для ликвидации деформации дневной поверхности, не содержит сведений о площади, районе участка деформации, его обследовании. Данный проект, предусматривающий размещение на участке отходов, не прошел государственную экологическую экспертизу.

Кроме этого, в соответствии с Техническим проектом консервации подземных горных выработок шахты «Краснокаменская» в границах лицензии , стр. 65 следует, что на основании всех имеющихся на шахте планов горных работ, рассмотрены все условия возможных случаев выхода провалов от вскрывающихся, подготовительных и очистных выработок. Отмечено, что на АО «Поляны» вскрывающиеся выработки (шурфы, уклоны, печи) ликвидировались по мере их надобности, то есть при отработке запасов, вскрытых этими выработками. К настоящему времени на всей подработанной площади земной поверхности, за исключением выделенных провалоопасных зон в количестве 46 шт., процесс сдвижения оценивается закончившимся. Условно-опасные зоны по провалам подлежат уточнению на предмет обнаружения пустот с помощью бурения разведочными скважинами или геофизическими методами. Подтвержденные буровыми работами или геофизикой провалоопасные зоны подлежат ликвидации.

Между тем, из материалов дела не следует, что выявленное проседание поверхности промплощадки подвергалось исследованию в порядке, указанном выше.

Таким образом, материалы дела подтверждают то, что АО «Поляны» допустило размещение вскрышных пород на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Основания для отмены постановления и решения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 октября 2019г. и решение судьи Киселевского городского суда от 29 июня 2020г. оставить без изменения, жалобу и.о. генерального директора АО «Поляны» - без удовлетворения.

Судья Т.А. Ершова