Судья: Демидова Т.Н. № 21-525/2021 Р Е Ш Е Н И Е г. Самара 29 апреля 2021 года Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием …., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Новое» ФИО1 на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11 января 2021 года, которым постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области ФИО2 от 23 сентября 2021 года о признании ООО «Новое» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба генерального директора ООО «Новое» ФИО1 – без удовлетворения, установил: постановлением № 001630288 от 23 сентября 2020 года заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области ФИО2 юридическое лицо ООО «Новое» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях. Судьей Ставропольского районного суда Самарской области 11 января 2021 года вынесено указанное выше решение. Генеральный директор ООО «Новое» ФИО1 обратился в Самарский областной суд с жалобой на решение районного суда и постановление должностного лица, в жалобе просит отменить состоявшиеся по делу акты, указывая, что отсутствует индивидуализация спорной карантинной фитосанитарной зоны, ее карта и схема; заготовка древесины производится юридическим лицом в Ставропольском районе Самарской области, а карантинная зона находится в муниципальном районе Красноярский, считает, что имеются сомнения в нахождении спорной карантинной фитосанитарной зоны на территории Ставропольского района Самарской области; отсутствуют доказательства вывоза продукции именно с фитосанитарной зоны, а также уведомления неопределенного круга лиц об установленной фитосанитарной зоны на территории, используемой Обществом. Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам. В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме. В соответствии со статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Обязанности граждан, юридических лиц в области обеспечения карантина растений установлены статьей 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон о карантине растений). В соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования. Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о карантине растений карантинные фитосанитарные требования - требования, предъявляемые к подкарантинной продукции, ее ввозу, производству (в том числе переработке), хранению, перевозке, реализации, уничтожению и к подкарантинным объектам. Обязанности граждан, юридических лиц в области обеспечения карантина растений установлены статьей 32 Закона о карантине растений. На основании части 1 статьи 15 Закона N 206-ФЗ, процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований. В соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования. В соответствии с п. 17 ст. 2 Закона о карантине карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними. Согласно п. 15 ст. 2 Закона о карантине растений карантинный сертификат - документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации. Согласно положениям Закона о карантине растений подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер (п. 30). Карантинный объект - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов (п. 14). В соответствии с пунктом 30 статьи 2 Закона N 206-ФЗ, подкарантинными объектами признаются земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов. Карантинная фитосанитарная зона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на земельных участках в границах очага карантинного объекта, включая буферную зону очага карантинного объекта, с учетом соответственно их площади, рельефа местности, конфигурации земельных участков, биологических особенностей карантинного объекта, анализа фитосанитарного риска, в том числе потенциальной опасности распространения карантинного объекта вследствие естественных причин, связанных с погодными условиями, паводков или иных природных факторов (пункт 6 статьи 19 Федерального закона N 206-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Карантинный сертификат оформляется в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016г. № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата». В свою очередь, карантинный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений (часть 7 статьи 29 Закона N 206-ФЗ). Согласно Приказу Минсельхоза России от 03.05.2018 г. № 188 «Об утверждении перечня подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат», на подкарантинную продукцию – древесину выдается карантинный сертификат. Нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 31 Закона о карантине растений). Основанием для привлечения юридического лица к ответственности явились его деяния, заключающиеся в вывозе подкарантинной продукции – бревен сосновых подтоварник в объеме 52,63 м.куб. из карантинной Фитосанитарной зоны по карантинному вредителю усач малый черный еловый в границах земель ГУСО «Новобуянский лесхоз» муниципального района Красноярский по адресу: <...>, Узюковский участок Новобуяновского лесничества без карантинного сертификата. Вместе с тем, районным судом и административным органом не учтены следующие обстоятельства. Согласно счет-фактурам (л.д. 56, л.д. 57) грузоотправителем является ООО «Новое», из информации о сделке с древесиной (Л.д. 59 – 62) следует, что склад - место вывоза подкарантинной продукции, располагается по адресу: <...>, Узюковский участок Новобуяновского лесничества. Приказом № 339 от 09 декабря 2008 года установлена фитосанитарная зона по карантинному вредителю усач малый черный еловый в границах земель ГУСО «Новобуянский лесхоз» муниципального района Красноярский площадью 49 800 га. Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, возражения административного органа, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд апелляцинной инстанции установил следующее. В соответствии со статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ), государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств - членов Таможенного союза в области карантина растений. Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что в соответствии с п. 11 ст. 19 Закона N 206-ФЗ, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган, информирует граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, о границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации. Соответственно, следует признать факт того, что на Федеральную Службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору возложена обязанность по предоставлению гражданам, юридическим лицам, чья деятельность связана с подкарантинной продукцией и, соответственно, осуществляется в карантинной фитосанитарной зоне, информации об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима. В материалах дела отсутствуют сведения о том, был ли опубликован на официальном сайте Службы в Информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанный выше Приказ № 339 от 09 декабря 2008 года. Службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору не были предоставлены доказательства, подтверждающие факт публикации данного Приказа в средствах массовой информации (печатных СМИ). Таким образом, сам по себе Приказ, имеющийся в материалах дела, не позволяет достоверно установить, что юридическим лицом были соблюдены положения п. 11 ст. 19 Закона N 206-ФЗ. Из положений п. 11 ст. 19 Федерального Закона "О карантине растений" следует, что информация об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима должна содержать в себе следующее: 1) границы карантинной фитосанитарной зоны - информация, позволяющая определить параметры и пределы действия карантинного фитосанитарного режима; 2) установленные в связи с карантинным фитосанитарным режимом требования, в частности требования об определенного рода поведении в карантинной фитосанитарной зоне, о соблюдении определенных правил при осуществлении деятельности в отношении подкарантинной продукции и т.п.; 3) временные ограничения - условия осуществления деятельности в карантинной фитосанитарной зоне на период введения карантинного фитосанитарного режима; 4) ответственность за нарушение временных ограничений - в данном случае речь идет об административной ответственности, предусмотренной гл. 10 КоАП РФ, а также гражданско-правовой ответственности. Согласно письму Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору карта-схема при установлении карантинной фитосанитарной зоны, установленной карантинной-фитосанитарной зоны в границах ГУСО «Ново-буянский лесхоз» в 2008 году, не составлялась. В связи с отсутствием графической схемы территории, на которую распространяется введенный карантин, не представляется возможным достоверно установить, какая именно территория включена в карантинную зону. Кроме того, фитосанитарная зона по карантинному вредителю усач малый черный еловый в границах земель ГУСО «Новобуянский лесхоз» согласно приказу расположена на территории муниципального района Красноярский. Вместе с тем из материалов дела следует, что место, откуда была вывезена подкарантинная продукция, располагается в Ставропольском районе. Данные обстоятельства ставят под сомнение нахождение указанного выше адреса (места вывоза продукции) в данной фитосанитарной зоне. Учитывая тот факт, что невозможно установить границы территории, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим, а также невозможно установить уведомлены ли административным органом юридические лица, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, в порядке, предусмотренном указанным выше Законом РФ, следует признать не доказанность Службой вины юридического лица во вменяемом ему административном правонарушении. В силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по каждому делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие, состав административного правонарушения, вина лица, привлекаемого к административной ответственности. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должны быть доказаны в надлежащей процедуре. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; Таким образом, решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11 января 2021 года, постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области ФИО2 от 23 сентября 2020 года подлежат признанию незаконными и отмене, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, решил: жалобу генерального директора ООО «Новое» ФИО1 удовлетворить. решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11 января 2021 года, постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области ФИО2 от 23 сентября 2020 года в отношении ООО «Новое» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова |