Судья: Бахышев И.Х. № 21-526/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 02 октября 2014 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору ФИО1 на постановление Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области «Безенчукский аграрный техникум» по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л
Протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным государственным инспектором муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору юридическому лицу – Государственному бюджетному образовательному учреждению Самарской области «Безенчукский аграрный техникум» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 15.30 часов в помещениях ГБОУ СО «Безенчукский аграрный техникум» по адресу: <адрес>, при проведении мероприятий по надзору выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в Акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года. При этом, ГБОУ СО «Безенчукский аграрный техникум» ранее привлекалось к административной ответственности постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Безенчукским районным судом Самарской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше постановление.
Государственный инспектор муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору ФИО1 в своей жалобе указывает на незаконность и необоснованность вынесенного судом постановления, поскольку основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения отсутствуют.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ГУ МЧС РФ по Самарской области муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области «Безенчукский аграрный техникум» ФИО3, прихожу к следующим выводам.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.Частью 5 ст. 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за повторное совершение правонарушения предусмотренного ч. ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение.Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБОУ СО «Безенчукский аграрный техникум» за отсутствием в действиях последнего признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, суд первой инстанции не принял во внимание, что привлечение юридического лица к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности, поскольку у данных составов различные объекты посягательства. То обстоятельство, что учреждению в выданном ему ранее предписании был установлен срок для устранения выявленных нарушений, не свидетельствует об отсутствии события правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и состава административного правонарушения в действиях юридического лица. Кроме того, данное административное правонарушение не является длящимся.Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Принимая во внимание наличие указанных выше грубых процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, учитывая, что обстоятельства дела судом первой инстанции были проверены не в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает возможным постановление Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и необоснованное с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть все вышеизложенное и принять решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.Сроки привлечения ГБОУ СО «Безенчукский аграрный техникум» к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ не истекли. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судьяР Е Ш И ЛПостановление Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области «Безенчукский аграрный техникум» по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ – отменить, направить материалы дела в Безенчукский районный суд Самарской области на новое рассмотрение в ином составе суда.Жалобу государственного инспектора муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору ФИО1 – удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья