ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-526/2015 от 19.06.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Майкова Н.Н. Дело № 21-526/2015

РЕШЕНИЕ

19 июня 2015 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Коршунов Р.В.,

при секретаре Дагаевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Контакт» (далее – ОАО «НПП «Контакт») на решение судьи Ленинского районного суда города Саратова
от 14 мая 2015 года,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела инспекций радиационной безопасности в Саратовской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 23 апреля 2015 года ОАО «НПП «Контакт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что в нарушении п. 5.34 НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников", утверждённых приказом Ростехнадзора от 5 марта 2011 года № 104, начальник цеха ОАО «НПП «Контакт» ФИО1 перед допуском к работе не прошел медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие противопоказаний к работе с радиоактивными веществами, а также не прошел обучение и проверку знаний производственных инструкций (по профессии) и инструкций по радиационной безопасности.

Решением судьи Ленинского районного суда города Саратова
от 14 мая 2015 года жалоба защитника ОАО «НПП «Контакт» на вышеназванное постановление должностного лица оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в областной суд, ОАО «НПП «Контакт» просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие состава административного правонарушения в действиях ОАО «НПП «Контакт». Указывает, что радиационный источник, находящийся на момент проведения проверки в цехе, согласно должностным обязанностям ФИО1 не закреплен за ним, а правом доступа к работе с радиоактивными веществами во всем предприятии обладает главный инженер ОАО «НПП «Контакт» - ФИО2 в соответствии с его должностной инструкцией. Таким образом, на предприятии имеется персонал, имеющий необходимую квалификацию и допуск в установленном порядке к работе с радиоактивными веществами. Автор жалобы полагает, что, поскольку действующими законодательством предусмотрено, что радиационный источник должен быть укомплектован соответствующим персоналом до начала работ по вводу его в эксплуатацию, а в материалах дела отсутствуют доказательства ввода в эксплуатацию такого объекта, это обстоятельство позволяет судить об отсутствии в действиях ОАО «НПП «Контакт» состава административного правонарушения. Кроме того, ни постановлением о привлечении к административной ответственности, ни решением суда не установлено, какой именно радиационный источник находится в цехе . Также судом не принято во внимание, что для хранения производственных отходов, которое было зафиксировано проверяющим органом, не требуется соблюдения п. 5.34 НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников".

Защитник ОАО «НПП «Контакт» - Шубунов В.А. по доверенности
от <дата> в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Выслушав объяснения защитника ОАО «НПП «Контакт», изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ нарушение норм и правил в области использования атомной энергии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии" (далее – Закон № 170-ФЗ) нарушение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, работниками (в том числе командированными) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работниками (в том числе командированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также гражданами законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона № 170-ФЗ установлено, что федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии – это нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. После введения в действие указанных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации

Согласно п. 5.34 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-11, утвержденных приказом Ростехнадзора
от 05 марта 2011 года № 104, до начала работ по вводу в эксплуатацию радиационных источников (РИ) РИ должен быть укомплектован персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным в установленном порядке к самостоятельной работе. Перед допуском к самостоятельной работе персонал должен пройти: инструктаж по радиационной безопасности и стажировку на конкретном рабочем месте; проверку знаний производственных инструкций (по профессии) и инструкций по радиационной безопасности. Перед допуском к самостоятельной работе, а также периодически персонал РИ должен проходить в установленном в организации порядке медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие противопоказаний к работе с радионуклидными источниками (РнИ) и радиоактивными веществами (РВ).

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной отделом инспекций радиационной безопасности в Саратовской области плановой выездной проверки соблюдения требований действующих норм и правил в области использования атомной энергии в процессе осуществления разрешенной деятельности по эксплуатации радиационного источника, изготовлению оборудования для ядерной установки и конструированию оборудования для ядерной установки, а также контроля условий действия лицензий ОАО «НПП «Контакт» установлено, что в нарушение требований п. 5.34 НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" начальник цеха ОАО «НПП «Контакт» ФИО1 перед допуском к работе не прошел медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие противопоказаний к работе с радиоактивными веществами, а также не прошел обучение и проверку знаний производственных инструкций (по профессии) и инструкций по радиационной безопасности.

ОАО «НПП «Контакт» имеет лицензию
от <дата> со сроком действия до <дата> на эксплуатацию радиоактивного источника. На территории цеха административно-хозяйственного обеспечения , образованного с <дата> на основании приказа от <дата>, эксплуатируется радиационный источник: комплекс производственных помещений с оборудованием для работы с открытыми радионуклидными источниками, где хранятся производственные отходы. Согласно указанному приказу, ФИО1 освобожден от занимаемой должности заместителя начальника цеха по строительным вопросам и переведен
с <дата> на должность начальника цеха .Как следует из приказа, еще с <дата> в структуре управления предприятием на базе цеха хозяйственно-бытового обслуживания (ц. ) и ремонтно-строительного участка цеха создан цех административно-хозяйственного обеспечения, который подчиняется заместителю исполнительного директора и имеет номер , утверждена структура и штатное расписание цеха административно-хозяйственного обеспечения, а начальник цеха административно-хозяйственного обеспечения ФИО1 приступил к выполнению своих обязанностей с <дата>.

В ходе проверки инспектором установлено, что ОАО «НПП «Контакт» положение о цехе административно-хозяйственного обеспечения, должностная инструкция начальника цеха административно-хозяйственного обеспечения не разработаны, что представителем ОАО «НПП «Контакт» не оспаривалось.

В материалах дела отсутствуют надлежащим образом подтвержденные сведения о том, что ФИО1 не допущен к ведению работы по эксплуатации радиационных источников до настоящего времени и не ведет ее.

<дата> в отношении ОАО «НПП «Контакт» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ, в связи с допущенными нарушениями п. 5.34 НП-038-11 Общих положений обеспечения безопасности радиационных источников, утверждённых приказом Ростехнадзора от 5 марта 2011 года № 104: начальник цеха ОАО «НПП «Контакт» ФИО1 перед допуском к работе не прошел медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие противопоказаний к работе с радиоактивными веществами, а также не прошел обучение и проверку знаний производственных инструкций (по профессии) и инструкций по радиационной безопасности.

Факт совершения ОАО «НПП «Контакт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от <дата>; распоряжением органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля от <дата> о проведении плановой выездной проверки; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица
от от <дата>; предписанием от <дата> об устранении нарушения требований НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников"; материалами проведенной в отношении ОАО «НПП «Контакт» проверки.

Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Доводы жалобы о том, что радиационный источник, находящийся на момент проведения проверки, в цехе, согласно должностным обязанностям ФИО1 не закреплен за ним, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно приказу от <дата>, ФИО1 с <дата> занимает должность начальника цеха административно-хозяйственного обеспечения , на территории которого эксплуатируется радиационный источник: комплекс производственных помещений с оборудованием для работы с открытыми радионуклидными источниками, где хранятся производственные отходы.

Автор жалобы полагает, что, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства проведения ввода в эксплуатацию радиационного источника, это свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Однако из положений п. 5.34 НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" следует, что РИ должен быть укомплектован персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным в установленном порядке к самостоятельной работе до начала работ по вводу в эксплуатацию.

Доводы жалобы о том, что ни постановлением о привлечении к административной ответственности, ни решением суда не установлено, какой именно радиационный источник находится в цехе , не могут быть приняты во внимание, поскольку положения п. 5.34 НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" не содержат требования об установлении конкретного вида радиационного источника. Кроме того, ОАО «НПП «Контакт» согласно выданной лицензии от <дата> имеет право на эксплуатацию радиационного источника; объект, на котором или в отношении которого осуществляется деятельность: комплексы, в которых содержатся радиоактивные вещества.

Приложение № 2 к НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" содержит понятие радиационных источников. Это - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся РВ или генерируется ионизирующее излучение.

Комплекс - совокупность технических устройств (установок, аппаратов, оборудования, изделий) взаимосвязанного назначения, содержащих РнИ, эксплуатация которых осуществляется в рамках единого технологического процесса.

К РИ в рамках настоящих Общих положений относятся также комплексы, установки, аппараты, оборудование, изделия, содержащие ядерные материалы в количествах и/или концентрациях, установленных в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии по учету и контролю РВ

По мнению автора жалобы, для хранения производственных отходов, которое было зафиксировано проверяющим органом, не требуется соблюдение п. 5.34 НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников". Данный довод основан на неправильном толковании норм материального права. Согласно п. 1.5 НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" требования настоящих Общих положений распространяются на РИ, эксплуатируемые на территории и в составе ядерных установок (включая блоки атомных станций, исследовательские ядерные установки и объекты ядерного топливного цикла), а также на пункты хранения в части требований, не определенных другими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, распространяющимися на эти объекты.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «НПП «Контакт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ, и законности постановления должностного лица. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки не имеется.

Наказание назначено ОАО «НПП «Контакт» по минимуму санкции
ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые, частичное устранение нарушений трудового законодательства), при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Иные доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке представленных по делу доказательств и к неверному толкованию заявителем норм действующего законодательства, они являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанции и им в решении дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судом, не является основанием к отмене судебного решения и постановления должностного лица.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.

При таком положении оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда города Саратова
от 14 мая 2015 года оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Контакт» – без удовлетворения.

Судья Р.В. Коршунов