дело № 21-527/2015
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2015 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Циунель Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО3, действующей в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ по Оренбургской области по охране природы, заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО4 от 31 марта 2015 года № и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 27 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ по Оренбургской области по охране природы, заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) по Оренбургской области ФИО4 от 31 марта 2015 года № открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 27 июля 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, представитель ФИО3 просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Омельчук И.В., поддержавшей доводы жалобы, допросив свидетеля, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет административное наказание.
Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ).
Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных, в том числе дренажных, вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей (ст. 37 Водного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что с 17 по 27 марта 2015 года комиссией Управления Росприроднадзора по Оренбургской области в отношении ОАО «РЖД» проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований природоохранного и водного законодательства Российской Федерации на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 06 марта 2015 года №.
Установлено, что ОАО «РЖД» в лице Орского территориального участка Южно-Уральской Дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной Дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (далее - Орского территориального участка ЮУ ДТВ – СП ЦДТВ – филиала ОАО «РЖД») осуществляет эксплуатацию очистных сооружений канализации станции Орск, которые предназначены для очистки сточных вод железнодорожного узла станции Орск, хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод от объектов жилья и соцкультбыта пристанционного района г. Орск. Очистные сооружения расположены на расстоянии 800 м южнее жилой зоны п. Нагорный и в 950 м западнее поселка Старая биофабрика г. Орска, на левобережной части реки Орь.
Право на сброс сточных вод с очистных сооружений канализации станции Орск ОАО «РЖД» осуществляет на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15 декабря 2009 года № (далее – Решение). Срок водопользования установлен до 01 апреля 2015 года. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) выдано Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области от 26 июня 2009 года №.
Использование водного объекта, указанного в пункте 3.1 настоящего Решения, может производиться Водопользователем при выполнении им следующих условий, а именно: вода в реке Орь в месте сброса сточных вод должна отвечать следующим требованиям (ниже приведена соответствующая таблица) (пункт 13 раздела 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование).
Должностными лицами Управления Росприроднадзора по Оренбургской области по результатам проверки установлено, что производственный химико-аналитический контроль за состоянием поверхностных вод реки Орь в месте сброса сточных вод ОАО «РЖД» не осуществляется, чем нарушаются условия водопользования.
Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения и вина подтверждены материалами дела, а именно: результатами химических анализов, выполненными производственной лабораторией Орского территориального участка ЮУ ДТВ – СП ЦДТВ – филиала ОАО «РЖД» в период 2014 года и январь – февраль 2015 года, графиком лабораторного контроля качества очистки сточных вод на очистных сооружениях канализации станции Орск на 2015 год, из которых следует, что производственных контроль в пробоотборной точке (поверхностной воды реки Орь в месте сброса сточных вод) не предусмотрен и не осуществляется. Представленные доказательства оценены должностным лицом и судьей районного суда по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам защитника, обязанность по производству учета объема сброса сточных вод и их качества не только в месте на 500 м выше и ниже от места сброса, но и в районе выпуска сточных вод возложена на общество пунктом 15 раздела 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование. При таких обстоятельствах действия ОАО «РЖД» правильно квалифицированы по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем наряду с вышеуказанным нарушением условий водопользования ОАО «РЖД» вменено нарушение пунктов 10 и 14 раздела 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В разделе 2.3 Решения предусмотрено, что использование водного объекта может производиться Водопользователем при выполнении им следующих условий, а именно: максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах (на выпуске в реку Орь) не должно превышать следующих значений показателей (ниже приведена соответствующая таблица) (п. 10); содержание в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений (п. 14).
Должностное лицо при рассмотрении дела и судья районного суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление пришли к выводу о доказанности нарушений указанных пунктов, однако с выводами должностного лица и судьи районного суда в этой части нельзя согласиться, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки комиссией Управления Росприроднадзора по Оренбургской области не установлен факт ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений и входящего в него оборудования, неисправности его технического состояния, напротив, в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении наказания зафиксировано, что очистные сооружения находятся в удовлетворительном состоянии.
Кроме того, в части нарушения пункта 10 Решения о максимальном содержании загрязняющих веществ в сточных водах, судьей районного суда необоснованно отклонены доводы заявителя о том, что доказательства по делу об административном правонарушении (результаты лабораторных исследований) получены с грубыми нарушениями положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
В п. 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что к грубым нарушениям требований настоящего Федерального закона, влекущим недействительность результатов проверки, относится нарушение требований, предусмотренных ч. 6 ст. 12 настоящего закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Как следует из материалов дела, наряду с привлеченной в качестве экспертной организации аккредитованной лаборатории ФБУ «***», отбор и химико-аналитический контроль производили специалисты лабораторий ОАО «РЖД», которые, в свою очередь, принимали участие в мероприятиях проверки в качестве экспертов при отборе проб сточных вод и их исследовании.
В протоколах отбора проб специалисты лабораторий ФИО1 и ФИО2, состоящие в трудовых отношениях с ОАО «РЖД», указаны в качестве экспертов. Выводы должностного лица Управления Росприроднадзора по Оренбургской области о превышении концентрации загрязняющих веществ, послужившие основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, основаны на усредненных (среднеарифметических) результатах химических анализов, произведенных тремя лабораториями, две из которых образованы на базе Орского территориального участка ЮУ ДТВ – СП ЦДТВ – филиала ОАО «РЖД».
На основании изложенного, доводы заявителя в этой части подлежат удовлетворению, а пункты 10 и 14 раздела 2.3 Решения подлежат исключению из обвинения ОАО «РЖД». Однако данное обстоятельство изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда не влечет, на размер назначенного наказания не влияет.
Ссылка заявителя на нарушение положений ч. 4 ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, несостоятельна, поскольку указанные части соответствующих статей не отнесены в силу ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки.
Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений допущено не было. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
исключить из описательно-мотивировочной части постановления заместителя главного государственного инспектора РФ по Оренбургской области по охране природы, заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО4 от 31 марта 2015 года № и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 27 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» указание на нарушение открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 10 и 14 раздела 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15 декабря 2009 года №.
В остальной части вышеуказанное постановление должностного лица от 31 марта 2015 года № и решение судьи районного суда от 27 июля 2015 года в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина