Дело № 21-528/2017Судья Дмитриева Н.С. Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении
26 сентября 2017 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии -заместителя старшего судебного пристава Киселевой А.Ю. на решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике –Чувашии - заместителя старшего судебного пристава Киселевой А.Ю. № 154/02 от 18 мая 2017 года администрация Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 июля 2017 года постановление должностного лица № 154/02 от 18 мая 2017 года отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, заместитель начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике – Чувашии - заместитель старшего судебного пристава ФИО1 просит решение судьи отменить, постановление о назначении административного наказания оставить в силе.
Проверив материалы дела, изучив жалобу, выслушав заместителя старшего судебного пристава ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 8 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вступившими 1 июля 2011 года в законную силу решением Мариинско – Посадского районного суда Чувашской Республики от 20 июня 2011 года на администрацию Шоршелского сельского поселения Мариинско – Посадского района возложены обязанности:
- в населенных пунктах Шоршелы, Анаткасы, Большое Камаево, Ельниково, Кочино и Малое Камаево в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить пожарными мотопомпами;
- в населенных пунктах Шоршелы, Анаткасы, Большое Камаево, Ельниково, Кочино и Малое Камаево в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить подъезды к водоисточникам (водоемам) с площадками (пирсами) с твредым покрытием размерами не менее 12*12 метров;
- в населенных пунктах Шоршелы, Анаткасы, Большое Камаево, Ельниково, Кочино и Малое Камаево в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу водонапорные башни приспособить для отбора воды пожарной техникой.
5 июля 2011 года судом выдан исполнительный лист серии ВС №.
5 июля 2011 года судебным приставом-исполнителем возбуждено в отношении дольника возбуждено исполнительное производство.
В связи с неисполнением должником по исполнительному производству требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований 16 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско – Посадского района исполнительского сбора в сумме 5000 рублей.
Определением Мариинско – посадского районного суда Чувашской Республики от 8 июля 2014 года должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 8 июля 2015 года.
Определением Мариинско – посадского районного суда Чувашской Республики от 29 декабря 2015 года должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 30 сентября 2016 года.
Определением Мариинско – посадского районного суда Чувашской Республики от 4 марта 2016 года должнику отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
5 июня 2016 года должнику вручено требование об исполнении решения суда, в котором был установлен срок для исполнения до 14 октября 2016 года, о чем необходимо было уведомить судебного пристава – исполнителя в срок до 15 октября 2017 года.
19 апреля 2017 года судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике –Чувашии ФИО3 составлен акт об обнаружении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку требования судебного – пристава исполнителя исполнено не было.
19 апреля 2017 года судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике –Чувашии ФИО3 в отношении администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а 18 мая 2017 года заместителем начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике –Чувашии - заместителя старшего судебного пристава ФИО1 вынесено постановление № о привлечении администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Отменяя постановление о привлечении администрации к админстративной ответственности и прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о существенных процессуальных нарушениях, допущенных должностным лицом УФССП по Чувашской Республике- Чувашии, поскольку протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя администрации Шоршелского сельского поселения и в отсутствие надлежащего извещения о месте и времени совершения указанного процессуального действия, кроме того, судья сослался на дополнительно представленные должником доказательства, согласно которым определением Мариинско – посадского районного суда Чувашской Республики от 14 июня 2017 года должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 30 сентября 2018 года.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьями 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно представленным административным органом сведениям, 10 апреля 2017 года в адрес администрации направлена повестка от 22 марта 2017 года о вызове к 10 часам 19 апреля 2017 года к судебному приставу – исполнителю для участия в составлении протокола об административном правонарушении, которая получена администрацией 18 апреля 2017 года.
Между тем из представленной администрацией копии повестки следует, что для составления протокола об административном правонарушении судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике –Чувашии ФИО3 администрация Шоршелского сельского поселения приглашена к 14 часам 00 мин. 27 апреля 2017 года.
Учитывая, что административное правонарушение выявлено судебных приставом – исполнителем ФИО4 лишь 19 апреля 2017 года путем составления соответствующего акта, а приводимые администрацией доводы об отсутствии надлежащего извещения о составлении протокола об административном правонарушении на 19 апреля 2017 года ничем не опровергнуты, выводы судьи районного суда о составлении в этот день протокола об административном правонарушении с существенным процессуальными нарушениями являются правильными.
В данном случае порядок привлечения администрации Шоршелского сельского поселения к административной ответственности соблюден не был, допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии заместителя старшего судебного пристава ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики ФИО5