ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-529/17 от 30.03.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья Фадеев И.А. дело № 21-529/17

Р Е Ш Е Н И Е

«30» марта 2017 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ «Автомобильные дороги» ФИО1 на решение Балашихинского городского суда Московской области от 02.02.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в отношении ГБУ «Автомобильные дороги»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора по охране природы по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО2 № 17-35/1633 от 04 октября 2016 года юридическое лицо – Государственное бюджетное учреждение г.Москвы «Автомобильные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 115000 руб.

Решением суда от 02 февраля 2017 года указанное выше постановление должностного лица изменено, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа снижено до 50000 рублей.

Не согласившись с решением городского суда, защитник юридического лица ФИО1 принес жалобу, в которой просил решение городского суда и постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие в действиях привлекаемого лица состава правонарушения.

Будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель и защитник с надлежаще оформленными полномочиями в судебное заседание Московского областного суда не явились, в связи с чем, суд второй инстанции считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения решения городского суда по делу об административном правонарушении не усматривает.

Из материалов дела следует, что 27.09.2016 года в 12 часов 00 минут при рассмотрении Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (далее – Отчет) ГБУ г.Москвы «Автомобильные дороги» за отчетный период с 29 января 2015 года по 29 января 2016 года, направленного 29 января 2016 года (вх.38/4206 от 02 февраля 2016 года) в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в уведомительном порядке, установлено, что в представленном Отчете установлен факт размещения отходов с нарушением требований, установленных Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Учреждением от 29 января 2012 года №52/153М, утвержденный Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, со сроком действия 5 лет.

Согласно представленному Отчету, таблице № 1 Баланса массы отходов и таблице № 2 Реквизиты потребителей отходов, за указанный отчетный период ГБУ «Автомобильные дороги» осуществило размещение (захоронение) на полигоне твердых бытовых отходов «Кучино», расположенном в Балашихинском районе Московской области 15,376т твердых бытовых отходов 4-5 классов опасности.

Согласно Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Учреждением от 29 января 2012 года №52/153М, утвержденный Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, объектом размещения отходов установлен полигон ТБО «Ядрово» в Волоколамском районе Московской области.

Таким образом, из представленных материалов следует, что Учреждение в период с 29 января 2015 года по 29 января 2016 года осуществило размещение отходов производства и потребления в общем объеме 15,376т на объектах размещения отходов, не указанных в утвержденном Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ГБУ «Автомобильные дороги» от 29 января 2014 года №52/153М, чем нарушило ст.11, ч.1,3 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По данному факту в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» определен порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также порядок переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п.7 ч.I Методических рекомендаций по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05 августа 2014 года №349) в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.

Пунктом 8 части I Методических рекомендаций установлено, что технический отчет по обращению с отходами составляется с целью: подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период; подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

Согласно п.31 ч.III Методических рекомендаций в разделе «Сведения о фактически образованных количествах отходов» технического отчета приводятся сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в табличном виде (приложение №16 к Методическим указаниям) и фактические сводные сведения об образованных отходах по хозяйствующему субъекту в целом в табличном виде (приложение №17 к Методическим указаниям).

В соответствии с п.32 ч.III Методических рекомендаций в разделе «Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов» технического отчета приводятся сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам в табличном виде (приложение №18 к Методическим указаниям).

Вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения, как обоснованно и мотивированно указал городской суд, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 04 октября 2016 года; техническим отчетом о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (далее – Отчет) ГБУ «Автомобильные дороги» за отчетный период с 29 января 2015 года по 29 января 2016 года; документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ГБУ «Автомобильные дороги» от 29 января 2012 года №52/153М; правоустанавливающими документами юридического лица, и иными доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, в связи с чем, суд второй инстанции считает привлечение юридического лица к ответственности правомерным и обоснованным.

Действия ГБУ г.Москвы «Автомобильные дороги» по ст.8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Постановление суда основано на материалах дела, обоснованно и законно, не противоречит положениям КоАП РФ.

Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ.

Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с положениями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, вывод о возможности снижения административного наказания в виде штрафа в решении суда мотивирован.

Довод жалобы о том, что выбор полигона ТБО определяется ежегодно подрядной организацией, выигравшей конкурс на право поставки талонов ТБО на захоронение отходов, не влияет на выводы о виновности привлекаемого лица в совершении вмененного правонарушения, поскольку п. 15 Приказа от 25 февраля 2010 года № 50 Минприроды России «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что переоформление указанного Документа осуществляется на основании рассмотрения представленных юридическими лицами заявлений.

Таким образом, наличие договорных отношений между ГБУ «Автомобильные дороги» и иными организациями, которые размещали отходы на полигоне, не внесенном в Документ, не исключает административную ответственность ГБУ «Автомобильные дороги», так как обязанность по размещению отходов возложена на лицо, которому выдан Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем, указанный довод жалобы подлежит отклонению.

Остальные доводы жалобы направлены на иную субъективную оценку исследованных в городском суде доказательств, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, и сводятся к переоценке доказательств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению, как необоснованные.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение судебного решения, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 02 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ «Автомобильные дороги» по ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья М.В. Мертехин