Дело № 21-529/2015 Судья Филиппова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
14 сентября 2015 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 05 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «***» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 159/05/16 от 14 мая 2015 года старшего государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды директор Общества с ограниченной ответственностью «***» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.4 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Данное постановление ФИО1 обжаловано в районный суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 05 августа 2015 года постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 14 мая 2015 года № 159/05/16 о привлечении директора ООО «***» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.4 ч.1 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи от 05 августа 2015 года заместитель начальника отдела государственного экологического надзора, лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит решение судьи от 05 августа 2015 года отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ФИО1- Селину Н.В., изучив дело, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Судья, рассматривающий в порядке административного судопроизводства жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вправе, руководствуясь приведенной нормой, осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
Прекращая производство по делу за отсутствием в действиях должностного лица ООО «***»- директора ООО «***» ФИО1 события вмененного административного правонарушения судья районного суда пришел к выводу о недоказанности вины должностного лица общества в совершении вмененного ему правонарушения, при этом судья районного суда исходил из того, что перечень документов для получения лицензии не содержит требования о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы, а потому отсутствует обязанность должностного лица общества по проведению экспертизы, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Судом установлено, что основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «***» является деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов. Общество имеет 4 лицензии: <данные изъяты> на осуществление указанного вида деятельности, также установлен факт осуществления обществом деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов.
В соответствии с ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности.
Предметом правонарушения является порядок проведения экологической экспертизы. Указанный порядок регламентирован Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня, в том числе являются материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности).
В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации утвердило Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 декабря 2012 г. N 1287), которым предусмотрен перечень документов, которые соискатель должен представить в лицензирующий орган для получения лицензии.
Указанный перечень документов не содержит требования о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных названными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Законом установлено, что на государственную экологическую экспертизу предоставляются материалы обоснования лицензий на осуществление не любого вида деятельности, способного оказать воздействие на окружающую среду, а на осуществление деятельности, которая оказывает именно негативное воздействие на окружающую среду, лицензирование которой предусмотрено законом.
С учетом требований подпункта 3 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" судья пришел к правильному выводу о том, что перечень документов для получения лицензии не содержит требования о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы, а потому отсутствует обязанность общества по проведению экспертизы, что исключает возможность привлечения к ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Доказательств того, что деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов оказывает негативное воздействие на окружающую среду (является опасной для окружающей среды), заявителем не представлено.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 05 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «***» ФИО1 оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Краснова