Судья Образцова О.Ю. | Дело № 21-52/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский «17» марта 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Герасимовой К.И., рассмотрев жалобу законного представителя ООО «Поллукс» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пятого отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 22 октября 2020 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Поллукс» по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пятого отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 22 октября 2020 года ООО «Поллукс» (далее – Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2021 года постановление должностного лица изменено, размер назначенного Обществу административного штрафа снижен до 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, законный представитель Общества ФИО1 просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Приводит доводы о том, что пищевые отходы, удаленные с судна <данные изъяты> относятся к мусору, который образуется в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежит постоянному или периодическому удалению. В силу п. 2 ст. 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» действия по сбросу (удалению) этого мусора не считаются захоронением. Указывает, что Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, нарушение норм которого вменено Обществу, утратили силу с 1 января 2021 года, что исключает ответственность за их несоблюдение.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника Стрельниковой В.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административную ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронением отходов и других материалов признается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений (пункт 1).
Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается (пункт 2).
Как следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности Общества является морское рыболовство, для осуществления которого Обществом используется принадлежащее на праве собственности рыболовное судно <данные изъяты>».
Проведенной пограничным органом проверкой установлено, что 15 марта 2020 года в 19 часов 30 минут в географических координатах, указанных в протоколе об административном правонарушении, в пределах территориального моря РФ (Охотское море, Камчатско-Курильская промысловая подзона, район 6105.4) экипаж судна <данные изъяты> под руководством капитана ФИО осуществил сброс (захоронение) с судна в море пищевых отходов в количестве 0,17 м? на удалении 1,2 морской мили от ближайшего берега.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом правил захоронения с судов отходов в территориальном море Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы о наличии состава указанного административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении должностного лица и решении судьи доказательствах, которые в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Довод жалобы о том, что допущенный Обществом факт сброса с судна пищевых отходов не может быть признан захоронением, является необоснованным. Из содержания п. 2 ст. 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» следует, что захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.
По смыслу этой правовой нормы под категорию захоронения не подпадает удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, лишь в том случае, если такое удаление не превышает нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Наставлениями по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (утв. приказом Госкомрыболовства России от 27 мая 1999 года № 134), которые действовали на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, и распространялись на все суда флота рыбного хозяйства, был установлен запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации, в том числе и измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота (пункты 1.1.1, 13.1.9).
Поскольку законодательством Российской Федерации был установлен запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных морских водах Российской Федерации, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении действия Общества, не подпадают под исключения, приведенные в п. 2 ст. 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», и в значении этого Федерального закона являются захоронением отходов.
Представленные в деле доказательства не свидетельствуют о том, что решение о сбросе с судна в море пищевых отходов в количестве 0,17 м? принято в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море, в связи с чем ссылка автора жалобы на соответствие действий экипажа требованиям Правил 7 приложения V Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, своего подтверждения не находит.
Принятые Обществом меры, как то размещение информационных плакатов, установка контейнеров для сбора мусора, проведение разъяснительных бесед и инструктажей, не является основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку в возникшей ситуации юридическое лицо должно не только разъяснить экипажу судна требования природоохранного законодательства, но и обеспечить их исполнение, что им выполнено не было.
Вместе с тем, обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, учтены при назначении административного наказания в виде административного штрафа, размер которого снижен судьей и определен в размере ниже низшего предела в соответствии с требованиями ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При проверке дела в полном объеме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пятого отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 22 октября 2020 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2021 года оставить без изменения, а жалобу ООО «Поллукс» – без удовлетворения.
Судья В.Ф. Горн