Судья Михеева С.А. | №21-52/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
18 февраля 2021 г. | г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «Шуялес» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 15 октября 2020 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от
25 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в соответствии с постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 15 октября 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда РК от 25 декабря 2020 г., ЗАО «Шуялес» было признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, и с учетом применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе генеральный директор
ЗАО «Шуялес» фио1 ставит вопрос об отмене принятых субъектами административной юрисдикции актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава инкриминируемого противоправного деяния, мотивируя свои доводы соответствием действий лесопользователя нормам лесного законодательства и положениям Проекта освоения лесов в процессе хозяйственной деятельности.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Исходя из ч.5 ст.12 Лесного кодекса РФ, при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу положений ст.ст.61, 64 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя, среди прочего, уход за лесами. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Исходя из пп.3, 6 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 №626 (действовавших на дату совершения вменяемого деяния), уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов. К мероприятиям по уходу за лесами относятся, в том числе рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями.
В п.10 Правил ухода за лесами определено, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
В защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки (п.11 Правил ухода за лесами).
Согласно Приложению №1 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 №452 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме» (далее - Приказ Минприроды России №452) отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении должен включать в себя информацию о фактических объемах мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.
По делу установлено, что 26 декабря 2008 г. между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем) и ЗАО «Шуялес» (арендатором) в целях заготовки древесины заключен договор аренды лесного участка №98-з, находящегося в государственной собственности, площадью 157 577 га, расположенного на территории Пряжинского района Республики Карелия в ГУ РК «Пряжинское центральное лесничество» (в настоящее время - ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество»).
С учетом определенных сторонами договора в подп.4.4.5, 4.4.15 п.4.4 условий арендатор обязан выполнять требования по неистощительному, рациональному и равномерному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные лесным законодательством; выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите, воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением №6 к настоящему договору.
В период с 01 января по 31 декабря 2019 г. предприятием для заготовки древесины на основании вышеуказанного договора аренды использовались лесные участки, расположенные в ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество»:
- в Пряжинском участковом лесничестве в <...>, 29-38, 41-45, 53, 54, 81-86, 94-103, 109-114, 124-130; в Крошнозерском участковом лесничестве в <...>, 99-102, 111-114, 132, 134; Святозерском участковом лесничестве в <...>, 31-36, 46-50, 63-65, 73, 74, 92; в Кашканском участковом лесничестве в <...>, 19-30, 35-39,45-53, 57-66, 71-106; в Пряжинском участковом лесничестве (Киндасовском по материалам лесоустройства) в <...>; в Южно-Святозерском участковом лесничестве в <...>, 15-27, 35-45, 53-62, 72-83, 90-103; в Койвусельгском участковом лесничестве в <...>, 43-65, 71-90, 94-108, 113-121, 129-137, 140-150, 154-167, 173-176; в Койвусельгском участковом лесничестве (Колатсельгском по материалам лесоустройства) в <...>, 52-63, 158-169; в Нялмозерском участковом лесничестве в <...>, 152, 154, 155, 262; в Ведлозерском участковом лесничестве в <...>, 13-37, 42-57.
Также по делу установлено, что в таблице 6.2.4 Проекта освоения лесов в целях использования лесов для заготовки древесины на арендуемом ЗАО «Шуялес» лесном участке, расположенном в Пряжинском центральном лесничестве Республики Карелия, предусмотрен ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами путем производства рубки прореживания с ликвидным объемом вырубаемой древесины 8,5 тыс.куб.м на площади 428,9 га и проходных рубок с ликвидным объемом вырубаемой древесины 24,9 тыс.куб.м на площади 850 га.
Во исполнение требований приведенного выше приказа Минприроды России №452 ЗАО «Шуялес» в рамках исполнения договора аренды лесного участка №98-з от 26 декабря 2008 г. за январь - декабрь 2019 г. в уполномоченный орган представлены отчет об использовании лесов по форме 1-ИЛ и акт о фактическом выполнении мероприятий по рубкам ухода за лесом от 02 июля 2020 г., согласно которым проходные рубки выполнены на площади 384,6 га с ликвидным объемом вырубаемой древесины 16155 куб.м (сведения, отраженные в разделе 19 отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме 1-ВЛ за указанный период, не соответствуют фактическим данным).
При изучении представленных лесопользователем данных установлено, что ЗАО «Шуялес» не выполнило установленный Проектом освоения лесов на 2019 г. ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами в части рубок прореживания в объеме 8,5 тыс.куб.м на площади 428,9 га, проходных рубок в объеме 8,745 тыс.куб.м на площади 465,4 га.
В связи с выявленными нарушениями лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению 02 июля 2020 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ, и на основании постановления должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 15 октября 2020 г. ЗАО «Шуялес» привлечено к указанной административной ответственности, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и квалифицирующих признаков состава выявленного административного правонарушения основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности состава вменяемого деяния, несостоятельные, так как должностным лицом и судьей надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении применительно к заложенной в ст.8.27 КоАП РФ диспозиции, возложенным на лесопользователя обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
В соответствии с п.2.1.2 Лесохозяйственного регламента Пряжинского лесничества Республики Карелия на 2012 - 2020 гг. уход за лесами осуществляется в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий.
При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста (далее - рубки ухода за лесом), направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.
В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются, в том числе следующие виды рубок: прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев.
При осуществлении рубок ухода за лесом лесосечные работы проводятся в соответствии с требованиями Правил ухода за лесами и законодательством Российской Федерации.
Поскольку п.10 Правил ухода за лесами (действовавших в период возникновения спорных правоотношений) и формой отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении 1-ВЛ рубки прореживания и проходные рубки отнесены к рубкам ухода (мероприятиям по воспроизводству лесов), квалификация совершенного деяния субъектами административной юрисдикции определена в соответствии с положениями КоАП РФ.
С учетом того, что уведомление об объемах и сроках выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведении на используемом юридическим лицом лесном участке не содержит объемов ликвидных рубок ухода (проходных, прореживания), при которых происходит изъятие древесины, и такие объемы отражены в Приложении №3 к договору аренды, доводы жалобы о допустимости выполнения упомянутых лесных работ в меньшем, чем установлено Проектом освоения лесов объеме, не могут быть приняты во внимание.
Ссылка на включение объемов по рубкам ухода, предусмотренных Проектом освоения лесов, в расчетную лесосеку и в размер арендных платежей, об отсутствии объективной стороны состава инкриминируемого правонарушения также не свидетельствует.
Положениями КоАП РФ не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных актов по вопросам об обстоятельствах, установленных этими решениями, и при разрешении конкретного дела судья не связан выводами иных судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
С учетом изложенного приведенные в жалобе судебные акты при разрешении настоящего дела об административном правонарушении во внимание приняты быть не могут.
Таким образом, в данном случае в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса, в связи с чем постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от
15 октября 2020 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 25 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Шуялес» оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова | |