ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-531/2016 от 10.03.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Баринов Н.А. № 21-531/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 10 марта 2016 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Муниципального Казенного Учреждения <данные изъяты>» ФИО1 на решение Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым

постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности – государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Сызранский Самарской области «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1, 4 ст.20.4 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу руководителя МКУ «<данные изъяты> ФИО3 - без удовлетворения.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности – государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Сызранский Самарской области «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление административного органа оставлено без изменения.

Руководитель Муниципального Казенного Учреждения «<данные изъяты>» ФИО1, не согласившись с данным решением, обратился в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения МКУ «<данные изъяты>» к административной ответственности, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Указывает, что отсутствуют какие-либо допустимые доказательства для возбуждения административного производства, так как отсутствуют акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МКУ «<данные изъяты>» и протокол осмотра принадлежащих учреждению помещений. Кроме того, МКУ «<данные изъяты> является ссудодателем согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а все нарушения и причины, способствующие их совершению должны быть устранены собственником имущества путем разработки и реализации соответствующих программ. Полагает, что при производстве по делу допущены грубые процессуальные нарушения, в связи с чем, просит решение суда и постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а жалобу удовлетворить.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав доводы представителя МКУ «<данные изъяты>» в поддержание жалобы, возражения инспектора ФИО4, возражавшего против доводов жалобы, полагаю, что постановление административного органа и решение суда являются законными и обоснованными по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам системам автоматического пожаротушения и системам сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ состоит в нарушений требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут заместителем начальника ОНД городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО2 при проведении плановых выездных проверок в отношении МКУ «АХС» по адресам: <адрес> были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: ст.4, ст.89, ч.7 ст.83 ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.13 Свод правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.3.12 Строительные нормы и правила. II-Л.3-71 Часть II, Раздел Л Глава 3 «Детские ясли-сады нормы проектирования», п.14.4, п.8 т.А.4, п.9 т.А.1, п.38 т.А.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.3.21 СНиП 2.08.02-85 «Общественные здания и сооружения», п.5.4.20, п.6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», ст.46 ФЗ от 27.12.2002 года№ 184-ФЗ, п.2.4, п.1.88, СНиП 2.08.02-89*, п.6.12* СНиП 21-01-97*, п.4, п.14 Таблица №3 НПБ 110-03, п.13.3.2 приложение А, п.А4, п. А10, Таблица А3 СП 5.13130.2009, п.4.2 СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования основные положения проектирования», п.4.2 СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», п.4.1 СНиП II-Л.3-62 «Детские ясли-сады нормы проектирования», п.4.6 СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».

По результатам проверок в отношении МКУ «<данные изъяты>» административным органом обоснованно составлены акты проверок и протоколы об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения административного правонарушения и виновность МКУ «<данные изъяты>» в допущении указанных в решении суда первой инстанции нарушений требований правил пожарной безопасности подтверждены материалами проверки: актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что при исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными документами.

Таим образом, доводы жалобы о том, что отсутствуют какие-либо допустимые доказательства для возбуждения административного производства, так как отсутствуют акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МКУ «<данные изъяты>» и протокол осмотра принадлежащих учреждению помещений опровергаются материалами дела об административном правонарушении и поэтому не могут быть приняты во внимание.

Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения юридическим лицом обязанностей, возникших на основании закона и договора. Данные нарушения могут либо способствовать развитию пожара, либо препятствовать его своевременному обнаружению, а также указывают на ненадлежащую организацию работы по обеспечению требований пожарной безопасности и отсутствие надлежащего контроля привлекаемого к ответственности лица за соблюдением требований пожарной безопасности. Поэтому, вывод судьи районного суда о наличии в действиях МКУ «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Не допустить и устранить нарушения требований пожарной безопасности было возможным, разработав и проведя комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, осуществляя контроль при допуске к монтажу и при проведении монтажа системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей и управления эвакуацией при пожаре в здании, добившись устранения замечаний при вводе системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления людей при пожаре в здании в эксплуатацию, что МКУ «АХС» сделано не было.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты (продукция, в том числе имущество граждан и юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территории поселений, а так же здания, сооружения, транспортные средства, технологически установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Доводы жалобы о необоснованности привлечения МКУ «<данные изъяты>» к административной ответственности в связи со ссылкой на то, что МКУ «<данные изъяты>» является ссудодателем согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а все нарушения и причины, способствующие их совершению должны быть устранены собственником имущества путем разработки и реализации соответствующих программ, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу прямого указания закона обязанность соблюдения требований пожарной безопасности возложена не только на собственников имущества, но и на лиц, пользующихся и владеющих им, а таковым в силу Устава МКУ «<данные изъяты> и договора от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования муниципальным имуществом является МКУ «<данные изъяты>».

На основании п.4.3 указанного договора ответственность за нарушение требований пожарной безопасности режимного характера несет ссудополучатель, в лице МКУ «<данные изъяты>». Согласно распоряжений главы Администрации Сызранского района, объекты защиты закреплены на праве оперативного управления за МКУ «<данные изъяты>» и по договорам безвозмездного пользования муниципальным имуществом переданы в безвозмездное пользование образовательным учреждениям. Кроме того, «Комплексная программа безопасности зданий и сооружений, находящихся в пользовании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Сызранского района на 2015-2017 годы», утвержденная постановлением главы Администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает выполнение противопожарных мероприятий на указанных объектах.

Доводы жалобы руководителя Муниципального Казенного Учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебной инстанцией при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о неверной оценке доказательств по делу являются несостоятельными с учетом вышеизложенных обстоятельств и не влекут отмену постановления судьи Сызранского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Несогласие руководителя МКУ «<данные изъяты>» ФИО1 с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ, поскольку выявленные в помещениях МКУ «<данные изъяты> нарушения влияют на возможность возникновения пожара, время его обнаружения и дальнейшего распространения, а также возможность проведения спасательных работ и потому создают потенциальную угрозу жизни и здоровью находящихся в нем людей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения МКУ «<данные изъяты>» к административной ответственности не нарушены. Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.

Административное наказание, назначено МКУ «<данные изъяты>», в виде административного штрафа, в соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности – государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Сызранский Самарской области <данные изъяты>» - оставить без изменения, а жалобу руководителя Муниципального Казенного Учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова

Верно: судья