Дело № 21-534/2022 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Галяутдинова Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя группы охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» ФИО2,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту также – Управление Росприроднадзора по Тюменской области) ФИО1 № 569А от 21.12.2021, оставленным без изменения решением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, руководителя Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 № 13А от 20.01.2022, руководитель группы охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» ФИО2 (далее по тексту также – ООО «Тюмень Водоканал», должностное лицо) привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
С указанным постановлением и решением ФИО2 не согласилась. В жалобе в районный суд просила постановление и решение должностных лиц отменить, указывая, что цех обезвоживания введен в эксплуатацию на основании разрешений на ввод в эксплуатацию от 09.11.2020 № 72-304-187-2019, № 72-304-188-2019, однако предельный срок в течении которого юридическое лицо обязано представить в территориальный орган Роспироднадзора документы для актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту также – НВОС) в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств (источников загрязнения окружающей среды) законодательством не определен. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдано Росприроднадзором 21.09.2021, а в адрес ООО «Тюмень Водоканал» направлено только 16.11.2021. Актуализация сведений об объекте НВОС произведена в максимально короткие сроки путем представления заявления об актуализации сведений от 23.11.2021 в форме электронного документа. Однако, от Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора получено уведомление об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС. ООО «Тюмень Водоканал» в адрес Управления направлено заявление об исправлении допущенных ошибок и по состоянию на 27.12.2021 сведения были актуализированы. Таким образом, ООО «Тюмень Водоканал» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, что подтверждено представленными доказательствами.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2022 года постановление должностного лица Управления Росприроднадзора № 569А от 21.12.2021 и решение вышестоящего должностного лица Управления Росприроднадзора № 13А от 20.01.2022 отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С данным решением не согласен старший государственный инспектор
Управления Росприроднадзора по Тюменской области ФИО1, которая в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2022 года отменить. Указывает, что ООО «Тюмень Водоканал» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - площадку производства по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, <...> (код объекта 71-0172-000127-11), который поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов HBOC. Объекту HBOC присвоен код 71-0172-000127-П, I категория воздействия па окружающую среду. Деятельность юридического лица па вышеуказанном объекте HBOC сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые регулируется природоохранным законодательством. Обращает внимание, что пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. В реестр объектов HBOC на момент проведения проверки юридическим лицом занесено 11 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: иловая площадка № 3; склад резервного топлива; химлаборатория; иловая площадка № 1; иловая площадка № 2; очистные сооружения; гараж спецтехники; участок деревообработки; котельная; песковые площадки; гараж автотранспорта. В ходе проверки установлено, что в реестр объектов HBOC поставлены не все занормированные в проекте предельно-допустимых выбросов и фактически эксплуатируемые юридическим лицом источники, в частности не поставлены на учет в составе объекта HBOC: ИЗАВ № 0007 (труба вентиляции здания решеток); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6011 (аэротенки трехкоридорные (I очередь)); ИЗАВ № 6012 (вторичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6013 (аэротенки четырех-коридорные (II очередь)). Фактически за трехгодовой период, проверенный проверкой в 2021 году, данные источники из эксплуатации не выводились. Кроме того, на указанной производственной площадке выявлена эксплуатация цеха механического обезвоживания осадка, который на основании разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 09.11.2020 № 72-304-187-2019, № 72-304-188-2019 введен в эксплуатацию <.......>, однако не был включён в реестр объектов HBOC. Фактически указанный источник с ноября 2020 года по 2021 год (на момент проведения проверки) из эксплуатации не выводился. Полагает, что поскольку ООО «Тюмень Водоканал» устранило вышеуказанные нарушения, что подтверждается свидетельствами об актуализации сведений об объекте HBOC от 27.12.2021 № 5269430, от 13.04.2022 № 6828128, то тем самым признало факт данного правонарушения. При таких обстоятельствах, поскольку Обществом допущено нарушение требований пунктов 1, 2, 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в действиях (бездействии) должностного лица ФИО2 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.46 КоАП РФ.
Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его участие обязательным не признано, в ходатайстве об отложении рассмотрения дела отказано, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснения ФИО2, ее защитника Ярославцевой С.В., просившие в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от <.......> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту также - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Указанным законом определено, что негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (статья 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном названном Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 11 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
В силу статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1). Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2). Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6). Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (пункт 7). При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9).
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, в ходе проведения плановой выездной проверки ООО «Тюмень Водоканал» в период с 29.10.2021 по 15.11.2021, выявлено нарушение пунктов 1, 2, 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в том, что ООО «Тюмень Водоканал» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, площадку производства по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, <...> (код объекта 71-0172-000127-11), который поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов HBOC. Однако ряд источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в атмосферный воздух не поставлены на государственный учет объектов НВОС, а именно: иловая площадка № 3; склад резервного топлива; химлаборатория; иловая площадка № 1; иловая площадка № 2; очистные сооружения; гараж спецтехники; участок деревообрабоки; котельная; песковые площадки; гараж автотранспорта. Кроме того, в ходе проверки выявлено, что в реестр объектов HBOC поставлены не все занормированные в проекте предельно-допустимых выбросов и фактически эксплуатируемые юридическим лицом источники, а именно: ИЗАВ № 0007 (труба вентиляции здания решеток); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6011 (аэротенки трехкоридорные (I очередь)); ИЗАВ № 6012 (вторичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6013 (аэротенки четырех-коридорные (II очередь)). Кроме того, на указанной производственной площадке выявлена эксплуатация цеха механического обезвоживания осадка, который не был поставлен в реестр объектов HBOC.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 10.12.2021 в отношении должностного лица ООО «Тюмень Водоканал» ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 КоАП РФ, и вынесения должностным лицом Управления Росприроднадзора по Тюменской области постановления о назначении административного наказания.
Судья районного суда, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что эксплуатируемый ООО «Тюмень Водоканал» объект НВОС, поставлен на учет в 2016 году, после реконструкции которого ООО «Тюмень Водоканал» обратился с заявлением об актуализации сведений в Управление Росприроднадзора по Тюменской области 21.11.2021, которое было возвращено для переоформления, в связи с непредставлением дополнительного разрешения на выбросы реконструированного объекта. Поскольку данное дополнительное разрешение от 21.09.2021 выдано ООО «Тюмень Водоканал» лишь 16.11.2021 в ходе проведения проверки, ООО «Тюмень Водоканал» в адрес Управления направлено заявление об исправлении допущенных ошибок и по состоянию на 27.12.2021 сведения были актуализированы. Посчитав, что объекты НВОС были поставлены на учет, обязанность по актуализации сведений о данных объектах ООО «Тюмень Водоканал» была выполнена, судьей районного суда принято оспариваемое решение.
Однако, с данными выводами судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные требования закона соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, в ходе проведённой проверки на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, <...> (код объекта HBOC 71-0172-000127-П) установлена эксплуатация цеха механического обезвоживания осадка, который введен в эксплуатацию 09.11.2020 на основании разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 09.11.2020 №№ 72-304-187-2019, 72-304-188-2019, однако в реестр объектов HBOC поставлен не был, из эксплуатации не выводился, что является нарушением пункта 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Кроме того, в реестр объектов HBOC на день проведения проверки ООО «Тюмень Водоканал» занесено 11 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: иловая площадка № 3; склад резервного топлива; химлаборатория; иловая площадка № 1; иловая площадка № 2; очистные сооружения; гараж спецтехники; участок деревообрабоки; котельная; песковые площадки; гараж автотранспорта. В то же время в реестр объектов HBOC на день проведения проверки не были занесены фактически эксплуатируемые в составе объекта HBOC источники выбросов, а именно: ИЗАВ № 0007 (труба вентиляции здания решеток); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6010 (первичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6011 (аэротенки трехкоридорные (I очередь)); ИЗАВ № 6012 (вторичные радиальные отстойники); ИЗАВ № 6013 (аэротенки четырех-коридорные (II очередь)), которые из эксплуатации также не выводились.
Представленные ООО «Тюмень Водоканал» свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 27.12.2021 в отношении объекта «очистные сооружения канализации» № 5269430 и № 5269430, а также обстоятельства, связанные с актуализацией сведений об объекте НВОС, без учета указанных выше обстоятельств основанием к выводу о том, что в действиях (бездействии) ФИО2 отсутствует нарушение требований, установленных пунктами 1, 2, 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а соответственно состав административного правонарушения, предусмотренного 8.46 КоАП РФ, не являются.
Таким образом, в нарушение требований, предусмотренных ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, судья районного суда не принял мер к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем, вывод о наличии оснований для прекращения производства по делу является преждевременным.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 24.1. КоАП РФ задачи производства по делу об административном правонарушении о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела судьей не выполнены.
С учетом изложенного, решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным.
Пунктом 4 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2022 года подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать имеющиеся доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение.
В связи с отменой решения судьи районного суда доводы жалобы подлежат оценке при рассмотрении дела районным судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2022 года отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «Тюмень Водоканал» ФИО2 в Центральный районный суд г. Тюмени на новое рассмотрение.
Судья Тюменского областного суда | Е.Р. Галяутдинова |