ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-535/2021 от 29.11.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0021-01-2020-003821-46

Дело № 21-535/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

29 ноября 2021 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПодольскАвтоТранс», в лице законного представителя ФИО1, на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПодольскАвтоТранс»,

установил:

Постановлением начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту также - Северо-Уральское МУГАДН) М. №ТюО №530/72 от 24.04.2020 (с учетом определения от 27.11.2020 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении по делу об административном правонарушении) общество с ограниченной ответственностью «ПодольскАвтоТранс» (далее по тексту также - ООО «ПодольскАвтоТранс», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей, поскольку Обществом была допущена перевозка неделимого груза (часть козлового крана КК 10-12,5) по специальному разрешению на перевозку крупногабаритного груза от 03.03.2020 без специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «ПодольскАвтоТранс» обратился с жалобой в районный суд, где просил постановление должностного лица признать незаконным, отменить его, производство по делу прекратить. Считает, что выводы должностного лица Северо-Уральского МУГАДН, отображённые в оспариваемом постановлении, не соответствуют материалам дела. Указывает на то, что в оспариваемом постановлении отражён факт наличия двух специальных разрешений, а также неверно указан ОГРН и ИНН организации.

Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 8 октября 2021 года постановление должностного лица Северо-Уральского МУГАДН оставлено без изменения, жалоба директора ООО «ПодольскАвтоТранс» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно ООО «ПодольскАвтоТранс», в лице директора ФИО1, который в жалобе в вышестоящий суд просит решение Тюменского районного суда Тюменской области от 8 октября 2021 года, постановление начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Уральского МУГАДН №ТюО №530/72 от 24.04.2020 отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения. Указывает, что у ООО «ПодольскАвтоТранс» имелось разрешение на перевозку крупногабаритного груза № 083099 от 03.03.3030, что также является разрешением на перевозку тяжеловесных грузов. Поскольку требуемое разрешение имеется, оснований к выводу о движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства без специального разрешения не имеется.

На жалобу ООО «ПодольскАвтоТранс» поступили возражения начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта М., в которых она полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, представитель (защитник) ООО «ПодольскАвтоТранс» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта М., просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту также - Федеральный закон № 196-ФЗ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту также - Федеральный закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается: осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, действующие во время спорного правоотношения, утверждены приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (далее по тексту также - Правила обеспечения безопасности перевозок, Правила).

Субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов (пункт 3 Правил).

К требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: 1) обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; 2) обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; 3) обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях (пункт 4 Правил).

При размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера (пункт 34 Правил).

Приложением № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, применявшихся во время спорного правоотношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, установлено, что для седельных и прицепных шестиосных и более автопоездов допустимая масса транспортного средства, составляет 44 тонны.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 19.03.2020 государственным транспортным инспектором – Б. на СПВК-1 «Тюмень», 317 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-351 Екатеринбург-Тюмень (допустимая осевая нагрузка 11.5 тонны/ось) в 05 часов 10 минут выявлено превышение допустимой массы семиосного транспортного средства - автопоезда в составе грузового седельного тягача марки Вольво FM TRUK государственный регистрационный знак <.......>, сцепленного с полуприцепом марки ДОЛЛ S4H-Т государственный регистрационный знак <***>, находившихся под управлением водителя С. так как осуществлялось движение крупоногабаритного и тяжеловесного транспортного средства по маршруту г. Киров – г. Ангарск Иркутской области неделимого груза (часть козлового крана КК 10-12,5) по специальному разрешению на перевозку крупногабаритного груза от 03.03.2020 № 0823099, без специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, о чем составлен акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 19.03.2020 № 114.

В акте № 114 отражено, что фактическая масса семиосного транспортного средства: автопоезда в составе грузовой седельный тягач марки Вольво FM TRUK государственный регистрационный знак <.......> сцепленного с полуприцепом марки ДОЛЛ S4H-Т государственный регистрационный знак <***>, составила 52 720 кг, применяемая величина за минусом инструментальной погрешности оборудования – 52 456 кг, при допустимой (нормативной) массе автопоезда седельного и прицепного шестиосных и более – 44 000 кг, превышение составило 8 456 кг, или на 19,219 %.

В материалы дела также представлено специальное разрешение № 0823099 на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов от 03.03.2020, согласно которому с использованием транспортного средства Вольво FM TRUK 6*4 (<.......>) + ДОЛЛ S4H-Т (<.......>), принадлежащему ООО «ПодольскАвтоТранс», разрешено выполнить 10 поездок в период с 03.03.2020 по 02.06.2020 по маршруту гр.г. Невинномысск – <...> Промышленный массив, кв. 4, стр. 1, в том числе через автодорогу Р-351 Екатеринбург-Тюмень; характеристика груза: часть козлового крана КК10-12,5, крепление цепи. Габариты 33,00 х 3,00 х 3,40 (м), масса транспортного средства без груза – 24,674, с грузом: 43 974 тонн.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ПодолскАвтоТранс» протокола об административном правонарушении № ТюО №530/72 от 17.04.2021 о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении Общество было своевременно уведомлено посредством заказной почты.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 19.03.2020 № 114; свидетельств о регистрации транспортных средств <...>, <...>; товарно-транспортной накладной от 12.03.2020 № 00000144; протокола об административном правонарушении в отношении водителя ООО «ПодольскАвтоТранс» С. от 19.03.2020 № 72303006095; специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов от 03.03.2020 № 0823099, от 27.03.2020 № 0788596 - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «ПодольскАвтоТранс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.

При этом само по себе наличие у ООО «ПодольскАвтоТранс» специального разрешения № 0823099 от 03.03.2020 вывода об отсутствии в действиях (бездействии) ООО «ПодольскАвтоТранс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ не влечет.

В специальном разрешении № 0823099 от 03.03.2020 габаритные параметры транспортного средства указаны с превышением нормативных показателей, определенных Приложением № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, в то время как параметры нагрузок на оси транспортного средства и общая масса транспортного средства не превышают допустимых нагрузок на оси транспортного средства и общей массы транспортного средства. Приложением № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, применявшихся во время фиксации факта административного правонарушения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, установлено, что для седельных и прицепных шестиосных и более автопоездов допустимая масса транспортного средства, составляет 44 тонны. В свою очередь общая масса семиостного транспортного средства автопоезда в составе грузовой седельный тягач марки Вольво FM TRUK государственный регистрационный знак <.......> в специальном разрешении № 0823099 от 03.03.2020 определена, составляющей 43 974 тонны, то есть в пределах допустимой массы, определяемой вышеуказанными нормами Правил перевозок, вследствие чего оснований не согласится с выводом судьи районного суда о том, что разрешение на перевозку крупногабаритного груза от 03.03.2020 № 0823099, не содержало специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов не имеется. При этом само по себе наименование вышеуказанного разрешения основанием к иному выводу не является.

В то же время специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов от 27.03.2020 № 0788596 со сроком действия по 24.06.2020, предусматривающее перевозку крупногабаритного груза с использованием транспортного средства, масса которого вместе с грузом составляет 52,720 тонн, учитывая период его действия к спорному правоотношению не применимо.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «ПодольскАвтоТранс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 2 ст. 12.21.1 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене, либо изменению решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ТюО №530/72 от 24.04.2020 и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 8 октября 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПодольскАвтоТранс», оставить без изменения, жалобу оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко