ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-539/20 от 03.03.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Быстрякова О.А. дело №21-539/2020

РЕШЕНИЕ

г.Красногорск

Московской области 03 марта 2020 года

Судья Московского областного суда Балабан К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Маклакова Б.А. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 03.02.2020 об отмене постановления консультанта ТО №11 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – ст. государственного административно-технического инспектора, ст. государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Маклакова Б.А.<данные изъяты>Э от 27.11.2019 о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением консультанта ТО №11 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – ст. государственного административно-технического инспектора, ст. государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Маклакова Б.А.<данные изъяты>Э от 27.11.2019 ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 03.02.2020 вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На указанное решение должностным лицом, вынесшим постановление, подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения городского суда, как незаконного и необоснованного.

Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела законный представитель юридического лица в судебное заседание Московского областного суда не явился, в связи с чем, при отсутствии ходатайства об отложении судебного заседания суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав позицию должностного лица Маклакова Б.А., поддержавшего доводы жалобы и просившего отменить решение суда первой инстанции по изложенным в жалобе основаниям, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Из постановления должностного лица следует, что 18.11.2019 в 10:22ч. на территории общего доступа, прилегающей к входной группе МКД (расстояние от фасада менее 0,5 м.), вне контейнерной площадки, расположенной по адресу: <данные изъяты>, (координаты: <данные изъяты>), ООО «<данные изъяты>» допустило размещение двух контейнеров, предназначенных для складирования ТКО, без согласования с органами местного самоуправления, чем нарушило требования ч.2 ст.13 Требований к обращению с отходами на территориях муниципальных образований; ч.1, ч.2, ч.3, ч.6 ст.13.4 Требований к местам (площадкам) накопления отходов Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 Требований к накоплению ТКО Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 №350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Принимая решение об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, городской суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, а также указал, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом, в связи с чем, материалами дела не доказана вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.1 КоАП РФ.

Согласно ст.23.29 ч.ч.1,2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный экологический надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов, в пределах своих полномочий вправе: государственные инспектора, старшие государственные инспектора, главные государственные инспектора, главные государственные инспектора (их заместители) субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

Исходя из указанных положений закона городской суд пришел к выводу о том, что старшие государственные административно-технические инспектора Госадмтехнадзора Московской области не наделены правом возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов экологического надзора, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 №763/37 порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с п.4 которого государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области и Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области, не принят городским судом во внимание, поскольку данный нормативно-правовой акт, по мнению суда первой инстанции, противоречит федеральному законодательству.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.23.79.2 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных главой 23 КоАП РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на их территориях, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий, кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 настоящего Кодекса.

Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 №1646-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий РФ в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами, в том числе, относится осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Статьей 28 названного Закона определены виды ответственности за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами, а именно: неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В силу п.4 Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 №763/37 государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области и Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области.

Согласно п.11.1 указанного Порядка предметом государственного надзора при осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении своей деятельности обязательных требований к объектам накопления твердых коммунальных отходов, местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, сжиганию отходов (за исключением объектов обезвреживания отходов), сбросу отходов вне объектов накопления и размещения отходов.

Пунктами 12.25.1 и 12.25.4 Положения о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 №847/28 в ред. Постановления Правительства Московской области от 26.04.2019 №246/9 определены полномочия Главного управления, а именно: производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области №37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях; государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в соответствии с порядком организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Таким образом, выводы городского суда о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления неуполномоченным должностным лицом, не основаны на законе.

Вывод городского суда об отсутствии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения основан на недоказанности ответственности данного юридического лица за содержание придомовой территории многоквартирного <данные изъяты> и размещение контейнеров на указанной территории управляющей компанией ООО «<данные изъяты>».

Вместе с тем, из материалов дела следует, что контейнеры для складирования ТКО размещены на придомовой территории многоквартирного дома (на отмостке МКД на расстоянии менее 0,5 м), а согласно типовому договору на управление МКД и ответу Администрации г.о.Балашиха, ответственность за содержание и уборку территории по вышеуказанному адресу возложена на ООО «<данные изъяты>».

Пунктом 2.2 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 №350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории МО» определены требования к накоплению ТКО на придомовой территории МКД, а также приведен исчерпывающий перечень мест складирования и накопления ТКО на территории многоквартирных домов, а именно в мусоропроводы и мусороприемные камеры многоквартирных домов (далее МКД) (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), либо расположенные на контейнерных площадках контейнеры, бункеры, в том числе для раздельного накопления ТКО.

Пунктом 2.4 указанного Распоряжения не допускается размещение контейнеров на придомовой территории МКД вне контейнерной площадки.

Согласно имеющемуся в материалах дела договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «<данные изъяты>» является Региональным оператором, и согласно договору обязано принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель (ООО «<данные изъяты>») обязан оплачивать услуги регионального оператора. Соответственно, размещение контейнеров не входит в обязанности регионального оператора, так как это является обязанностью управляющей компании, ответственной за содержание территории и управляющей общедомовым имуществом.

Таким образом, вывод городского суда об отсутствии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения является преждевременным, поскольку надлежащая оценка представленным доказательствам не дана.

При таких обстоятельствах, решение городского суда вынесено без изучения и надлежащей оценки доказательств по делу, с существенным нарушением требований процессуального законодательства, которые не позволили суду в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и в соответствии с законом рассмотреть данное дело, в связи с чем, учитывая, что сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные положениями ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истекли, решение городского суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Балашихинского городского суда Московской области от 03.02.2020 об отмене постановления консультанта ТО №11 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – ст. государственного административно-технического инспектора, ст. государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Маклакова Б.А.<данные изъяты>Э от 27.11.2019 о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья подпись К.Ю. Балабан

Копия верна

Судья: Секретарь: