Дело № 21-53/2022 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 14 марта 2022 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу автономной некоммерческой организации «Центр социальной реабилитации «Тюменский», в лице защитника Тарасенко Степана Анатольевича, на решение судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении автономной некоммерческой организации «Центр социальной реабилитации «Тюменский»,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнетавдинскому и Тюменскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Б. № 72 от 04.08.2021 (далее по тексту также – постановление № 72) автономная некоммерческая организации «Центр социальной реабилитации «Тюменский» (далее по тексту также - АНО «ЦСР «Тюменский», «Центр социальной реабилитации», Организация) привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
АНО «ЦСР «Тюменский», в лице защитника Тарасенко С.А., не согласившись с постановлением должностного лица от04.08.2021 обратилась в районный суд с жалобой, в которой указывала, что инспектор, без предоставления каких-либо доказательств, изменил класс функциональной пожарной опасности жилого дома с Ф1.4 на Ф1.2, вменив АНО «ЦСР «Тюменский» в качестве нарушения эксплуатацию здания после изменения класса функциональной пожарной опасности. Полагала, что нарушения не конкретизированы и носят общий характер. АНО «ЦСР «Тюменский» вменяется нарушение уже не действующих правовых норм или правовых норм, не распространяющих свое действие на АНО «ЦСР «Тюменский».
Решением судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба АНО «ЦСР «Тюменский», в лице защитника Тарасенко С.А., оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно АНО «ЦСР «Тюменский», в лице защитника Тарасенко С.А., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда от 20 декабря 2021 года и постановление должностного лица от 04.09.2021 отменить. Настаивает, что обжалуемое постановление содержит двадцать пунктов нарушений, каждый из которых не соответствует действительным обстоятельствам и противоречит действующему законодательству, однако судьёй районного суда законность вменяемых нарушений не исследована. Указывает, что выявленные нарушения связаны с изменением класса опасности трех зданий при проведении проверки, в то время как судьёй районного суда исследовалось изменение класса опасности с Ф1.4 на Ф 1.2 только в отношении корпуса №4, при этом, сведения о проверке замечаний по указанному корпусу в обжалуемом постановлении отсутствовали. Обращает внимание, что здания являлись объектами многочисленных проверок МЧС и класс их пожарной опасности не менялся. Нарушения, указанные в пунктах 1,2,5,7,8,9,18,19 обжалуемого постановления связаны исключительно с изменением класса пожарной опасности здания с жилого дома на спальный корпус, в то время как должностным лицом МЧС указывается на четыре вида функционального назначения данного здания: жилой дом, административное здание, спальный корпус, общежитие. Таким образом, в обжалуемом постановлении требования к одному и тому же зданию указаны и по классу опасности Ф 1.2 и по классу пожарной опасности Ф 1.1. Обращает внимание, что должностным лицом МЧС в оспариваемом постановлении не отражено, к какому классу опасности относится корпус № 1, названный как здание матери и ребенка. Столовая указана как гостиница, класс опасности здания также не определен. Полагает, что доказательств совершения АНО «ЦСР «Тюменский» вменных нарушений не представлено, фотоматериал отсутствует. В пункте 2 постановления №72, должностным лицом указано на отсутствие на объекте защиты разработанной пожарной декларации, однако на территории АНО «ЦСР «Тюменский» отсутствуют здания, для которых требуется разработка проектной документации, а, следовательно, и декларации пожарной безопасности, что усматривается из части 1 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Полагает, что из пункта 3 постановления № 72 не следует, какие перепады высот на путях эвакуации имели место во время проведения проверки. Не согласен заявитель жалобы также с пунктом 6 постановления № 72, настаивая, что хранение автомобильных покрышек было организовано не в подвале, а в подземном этаже, что усматривается из свидетельства о регистрации права. При этом, в данном помещении имеется пожарная сигнализация, табличка об ответственном лице. Указывает, что в судебном заседании районного суда относительно пункта 10 постановления № 72 обращалось внимание на то, что подставка для обуви находится в конструктивно выделенном помещении, которое примыкает к лестничной клетке, за пределами путей эвакуации. Относительно пункта 12 постановления № 72 полагает, что поскольку на кухне имеется мойка, то данное помещение не должно быть оборудовано средствами автоматической пожарной безопасности, поскольку является исключением из пункта 4 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от18.06.2003 №315. Обращает внимание, что в пункте 13 постановления №72 указано, что расстояние от дымохода печи на чердачном помещении до деревянного стропила, составляющее менее 500 мм, в связи с чем Организацией допущено нарушение показателей таблицы Б.1 и Б.2 приложения «Б» СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 21.02.2013 №116. Однако согласно указанной норме, от 200 до 500 мм предусматривается расстояние от наружной поверхности печи или дымового канала (трубы) до стены или перегородки, а не до стропила. Настаивает, что весь обслуживающий персонал в полном объеме обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания и фонарями, в то время как представитель МЧС в ходе судебного заседания в районном суде по факту указанного обстоятельства ничего не пояснил. Также обращает внимание, что в пункте 5 постановления № 72 указан СНиП 21-01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», который утратил силу с 01.01.2021 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от11.07.2020 № 1034; а СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от19.03.2020 № 194.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав законного представителя АНО «ЦСР «Тюменский» ФИО1, а также защитника указанной организации ФИО2, просивших об удовлетворении жалобы, заслушав представителя ОНД и ПР «Тюменский УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области ФИО3, просившего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту также – Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1).
Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту также - Технический регламент № 123-ФЗ) установлены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Положения Технического регламента № 123-ФЗ обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты (часть 2 статьи 1).
Статьёй 5 Технического регламента № 123-ФЗ установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (часть 2). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).
Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях (статья 26 Технического регламента № 123-ФЗ).
Правила, определяющие пожарно-техническую классификацию зданий, сооружений и пожарных отсеко,в применяются для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (статья 29 Технического регламента №123-ФЗ). Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции (часть 2 статьи 29 Технического регламента № 123-ФЗ).
Здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: 1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: а)Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; б)Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; в) Ф1.3 - многоквартирные жилые дома; г) Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (часть 1 статьи 32 Технического регламента № 123-ФЗ).
Частью 3 статьи 80 Технического регламента № 123-ФЗ установлено, что при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Согласно части 2 статьи 32 Технического регламента № 123-ФЗ правила отнесения зданий, сооружений и пожарных отсеков к классам по конструктивной пожарной опасности определяются в нормативных документах по пожарной безопасности.
Так, в соответствии с пунктом 4.2. Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утверждённого приказом МЧС России от24.04.2013 № 288, следует, что при определении класса функциональной пожарной опасности объекта защиты (здания, сооружения) следует исходить из его целевого назначения, а также характеристик основного функционального контингента (возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна и т.п.) и его количества. Размещаемые в пределах объекта защиты - части зданий, группы помещений, а также вспомогательные помещения других классов функциональной пожарной опасности следует выделять противопожарными преградами в соответствии с требованиями настоящего свода правил. При этом, требования, предъявляемые к указанным частям, выделенным противопожарными преградами, следует определять исходя из их классов функциональной пожарной опасности.
В силу статьи 6 Технического регламента № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1). При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу названного Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется (часть3). Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности (часть 5). Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6). Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 утверждены правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее по тексту также - Правила противопожарного режима №1479).
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима № 1479, на объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (подпункт «н»); использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (подпункт «б»).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов (пункт 27 Правил противопожарного режима № 1479).
Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану. Руководитель организации, а также дежурный персонал на объекте защиты, на котором возник пожар, обеспечивают подразделениям пожарной охраны доступ в любые помещения для целей эвакуации и спасения людей, ограничения распространения, локализации и тушения пожара (пункт 26 Правил противопожарного режима № 1479).
В силу статьи 53 Технического регламента № 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты (часть 1). Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3)организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения) (часть 2). Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре (часть 3). Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности (часть 4).
Свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержден приказом МЧС России от19.03.2020 №194 (далее по тексту также - СП 1.13130.2020).
Пунктом 4.2.9. СП 1.13130.2020 определено, что не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4. При высоте расположения этажа не более 15 м допускается (кроме зданий V степени огнестойкости) предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф3 и Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода на указанную лестничную клетку с этажа, а также с нижележащих этажей, противопожарными дверями 2-го типа. Выход с эксплуатируемой кровли в указанном случае должен вести непосредственно в лестничную клетку.
Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек (пункт 5.1.4. СП 1.13130.2020).
Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания (пункт 4.2.15. СП 1.13130.2020).
Двери эвакуационных выходов из помещений и коридоров, защищаемых противодымной вентиляцией, а также двери, установленные в перегородках, разделяющих коридоры здания, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Для дверей, к которым настоящим сводом правил предъявляются требования по наличию уплотнения в притворах, указанное уплотнение допускается не предусматривать в нижней части двери при отсутствии порога в случае, если эти двери отделяют помещения и коридоры, не оборудованные противодымной вентиляцией и требования к дымогазонепроницаемости дверей не регламентируются. В случае, если по условиям технологии двери, расположенные на путях эвакуации, необходимо эксплуатировать в открытом положении, они должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре (пункт 4.2.24 СП 1.13130.2020).
Статьёй 83 Технического регламента № 123-ФЗ установлено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1)расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; 2)устройством для контроля работоспособности установки; 3)устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4)устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5)устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара (часть 1). Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (часть 7).
Перед началом отопительного сезона руководители организации и физические лица организуют проведение проверок и ремонт печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и каминов, а также других отопительных приборов и систем. Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от конструкций из горючих материалов, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках, наружных поверхностях печи, дымовых трубах, дымовых каналах и предтопочных листах. При обнаружении на примыкающих строительных конструкциях, выполненных из древесины или других горючих материалов, признаков термического повреждения (потемнение, обугливание, оплавление) эксплуатация печи прекращается. При этом поверхность поврежденной конструкции должна быть теплоизолирована либо увеличена величина разделки (отступки). Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются (пункт 77 Правил противопожарного режима № 1479).
Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116 утвержден свод правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» (далее по тексту также - СП 7.13130).
Согласно приложению Б1 СП 7.13130, размеры разделок печей и дымовых каналов с учетом толщины стенки печи следует принимать равными 500 мм до конструкций зданий из горючих материалов и 380 мм - до конструкций, защищенных в соответствии с подпунктом «б» пункта 5.21.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, 09.07.2021 главным государственным инспектором по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области принято решение о проведении плановой выездной проверки в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении АНО «ЦСР «Тюменский». С указанным решением законный представитель Организации ФИО1 ознакомлен лично 14.07.2021.
Двадцать седьмого июля 2021 года была проведена плановая, выездная проверка в отношении юридического лица АНО «ЦСР «Тюменский», по итогу которой составлен акт № 25, из которого усматривается, что должностными лицами МЧС России по Тюменской области при обследовании, используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещении оборудования объекта защиты АНО «ЦСР «Тюменский», расположенных по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, северо-восточнее оз.Сундукулъ, урочище Гарелъник, стр.4., юридическое лицо АНО «ЦСР «Тюменский» допустило следующие нарушения требований пожарной безопасности: допущена эксплуатация административного здания после изменения класса функциональной пожарной опасности, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, данное здание является жилым домом, класс функциональной пожарной опасности Ф1.4, фактически здание используется как спальный корпус где проживают реабилитанты, класс функциональной пожарной опасности Ф1.2); на объекте зашиты не разработана декларация пожарной безопасности; в полу на путях эвакуации из административного здания в северной части здания, допускаются перепады высот более 50 мм; в административном здании с первого этажа отсутствует второй эвакуационный выход; в административном здании отсутствуют двери на первом этаже, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки с устройством самозакрывания и уплотнения в притворах; в административном здании в подвале допускается хранение горючих материалов (автомобильные покрышки); в административном здании ширина эвакуационного выхода со второго этажа на наружную лестницу, расположенную в юго-западной части здания, менее 1,2 м. (фактически составляет 0,8 м.); в административном здании ширина эвакуационного выхода с третьего этажа на лестничную площадку, расположенную в центральной части здания, менее 1,2 м. (фактически составляет 0,8м.); в административном здании ширина эвакуационного выхода с третьего этажа на наружную лестницу, расположенную в юго-западной части здания, менее 1,2 м. (фактически составляет 0,8 м.); в административном здании на третьем этаже на лестничном марше допускается размещение подставок для обуви, препятствующих безопасной эвакуации людей; в административном здании на дверях эвакуационных выходов не обеспечена возможность их свободного открывания без ключа; в здании столовой на первом этаже в помещении кухни отсутствует система АПС; в строении банно-прачечного комплекса, расположенного на территории объекта - зашиты, отступка от дымохода печи на чердачном помещении до горючих конструкций покрытия (деревянных стропил) составляет менее 500 мм; в здании матери и ребенка с первого этажа отсутствует второй эвакуационный выход; в здании матери и ребенка со второго этажа отсутствует второй эвакуационный выход; в здании матери и ребенка ширина эвакуационного выхода с первого этажа непосредственно наружу, расположенного в южной части здания, менее 1,2 м. (фактически составляет 0.9 м.); в здании столовой со второго этажа используемого в качестве гостиницы, отсутствует второй эвакуационный выход; в здании общежития с первого этажа отсутствует второй эвакуационный выход; в здании общежития со второго этажа отсутствует второй эвакуационный выход; не обеспечено наличие у обслуживающего персонала исправных ручных электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, – чем допустило нарушения положений Технического регламента № 123, а именно: части 2 статьи 1, части 1, 6 статьи 6; статьи 53; части 1 статьи 64; части 3 статьи 80; статьи 83; положения Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 1479, а именно: подпункты «б», «н» пункта 16; пункта 26; подпункта «б» пункта 27; пункта 77; положения СП 1.13130.2020, а именно: пункты 4.3.5; 4.2.9; 4.2.15; 5.1.4; нарушение нормативов, указанных в таблице Б. 1 п. Б. 2 приложения Б СП 7.13130.2013.
Вышеуказанный акт выездной плановой проверки №25 от 27.07.2021 подписан законным представителем АНО «ЦСР «Тюменский» - директором ФИО1, что им подтверждено в судебном заседании Тюменского областного суда, каких-либо замечаний по содержанию данного акта не произведено.
В то же время из ответа заместителя начальника ОНД иПР «Тюменский» УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области Ш. на запрос Тюменского областного суда от 09.02.2022 следует, что при проведении плановой проверки в отношении АНО «ЦСР «Тюменский» информация о применении проверочных листов была внесена ошибочно, поскольку ст.53 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в новой редакции соответствующего требования не устанавливает.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АНО «ЦСР «Тюменский» протокола об административном правонарушении №72 от 27.07.2021 о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в присутствии законного представителя АНО «ЦСР «Тюменский» - О.Д.ВБ., получившего копию названного протокола, содержит все необходимые сведения.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнетавдинскому и Тюменскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Б. № 72 от04.08.2021 АНО «ЦСР «Тюменский» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Представлением №72 заместителя главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнетавдинскому и Тюменскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Б. от 04.08.2021 на АНО «ЦСР «Тюменский» возложена обязанность предпринять меры по устранению причин административного правонарушении и условий, способствовавших его совершению.
Также заместителем главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнетавдинскому и Тюменскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Б. вынесено предписание № 25/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, материале об административном правонарушении, доказательств, в том числе: уведомления о проведении по плановой проверки от 12.07.2021; решения о проведении плановой выездной проверки от 09.07.2021; акта №25 плановой выездной проверки от 27.07.2021; предписания № 25/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара; протокола об административном правонарушении № 72 от 27.07.2021, - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) АНО «ЦСР «Тюменский» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 ст.29.10 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе в вышестоящий суд доводы наличия в действиях (бездействии) АНО «ЦСР «Тюменский» объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, не опровергают и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда решения.
Так, исходя из материалов дела, а также из представленных в ходе рассмотрения дела Тюменским областным судом дополнительных доказательств, нахожу, что оснований для критического отношения к материалам проверки, проведённой должностными лицами административного органа, и представленным процессуальным документам не усматривается, при этом само по себе не выявление нарушений требований пожарной безопасности во время иных проверок должностными лицами МЧС, как на это указывается в доводах жалобы в вышестоящий суд, основанием к выводу об отсутствии нарушений в ходе проверочных мероприятий, по итогам которых составлен акт № 26 от27.07.2021, не является.
Нахожу, что поскольку класс находящихся на территории АНО «ЦСР «Тюменский» зданий, подвергшихся проверке, по функциональной пожарной опасности в ходе проверки определён с учётом, в частности, назначения, возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в указанных зданиях, а также возможности пребывания их в состоянии сна, оснований к выводу о неправомерности установления для данных зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 не имеется. При этом, существенным при установлении класса функциональной пожарной опасности являются именно вышеуказанные показатели, определяемые ст. 32 Технического регламента, а не название зданий и функционального назначения его помещений, использованные в акте проверки. В то же время, поскольку в здании матери и ребенка круглосуточно находятся дети, установление данному зданию класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, также является обоснованным.
Вследствие изложенного обоснованными являются содержащиеся в акте проверки №25 от27.07.2021 и последующих процессуальных документах указания на то, что в административном здании ширина эвакуационного выхода со второго этажа на наружную лестницу, расположенную в юго-западной части здания, составляет менее 1,2 м. (фактически 0,8 м.) (пункт 7); в административном здании ширина эвакуационного выхода с третьего этажа на лестничную площадку, расположенную в центральной части здания, составляет менее 1,2 м. (фактически 0,8 м.) (пункт 8); в административном здании ширина эвакуационного выхода с третьего этажа на наружную лестницу, расположенную в юго-западной части здания, составляет менее 1,2 м, (фактически 0,8 м.) (пункт 9); в здании матери и ребенка с первого этажа отсутствует второй эвакуационный выход (пункт 14); в здании матери и ребенка со второго этажа отсутствует второй эвакуационный выход (пункт 15); в здании матери и ребенка ширина эвакуационного выхода с первого этажанепосредственно наружу, расположенную в южной части здания, составляет менее 1,2 м.(фактически 0,9 м.) (пункт 16); в здании столовой со второго этажа используемого в качестве гостиницыотсутствует второй эвакуационный выход (пункт 17); в здании общежития с первого этажа отсутствует второй эвакуационныйвыход (пункт 18); в здании общежития со второго этажа отсутствует второй эвакуационный выход (пункт 19). При этом, в ходе рассмотрения дела Тюменским областным судом законный представитель и защитник АНО «ЦСР «Тюменский» круглосуточное нахождение в перечисленных зданиях и помещениях людей, в том числе в режиме сна, не оспаривалось.
Требования к декларации пожарной безопасности, в частности, определены статьёй 64 Технического регламента № 123-ФЗ, которой установлено, что Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В свою очередь, частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что экспертиза проектной документации и (или) не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1)объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома; 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 4)отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 5)отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (часть 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816.
Нахожу, что из материалов дела следует вывод о том, что объект защиты, для которого АНО «ЦСР «Тюменский» не разработана декларация пожарной безопасности, к объектам, определяемым указанным перечнем, не относится.
В то же время, само по себе указание пункте 5 постановления № 72 СНиП 21-01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», который не подлежит применению при проведении проверок с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от11.07.2020 № 1034; а также на СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», который утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от19.03.2020 № 194, основанием к выводу о неправомерности указания в пункте 5 акта проверки №25 от 27.07.2021, а также в соответствующих пунктах протокола об административном правонарушении от 27.07.2021 и оспариваемом постановлении об имеющемся в административном здании нарушении к отделению поэтажных коридоров на первом этаже от лестничной клетки дверями с устройством самозакрывания и уплотнением в притворах, не свидетельствуют, поскольку данное требование содержится и в иных нормативных актах, подлежащих применению к спорному правоотношению, в частности в пункте 4.4.6 СП 1.13130.2020, утверждённого приказом МЧС России от 19.03.2020 №194, согласно которого выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир.
В соответствии с подпунктом б) пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 1479, на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, вследствие чего доводы АНО «ЦСР «Тюменский» о неправомерности указания в пункте 6 акта проверки №25 от 27.07.2021, а также в последующих процессуальных документах о неправомерном хранении в подвале административного здания горючих материалов (автомобильных покрышек), основанные, в частности, на представленном АНО «ЦСР «Тюменский» договоре безвозмездного пользования земельного участка и имеющихся на нём построек от 11.01.2021, с указанием на наличие в административном здании не подвала, а подземного этажа, основанием к исключению данного нарушения из перечня вменяемых АНО «ЦСР «Тюменский» нарушений не является. При этом, доводы АНО «ЦСР «Тюменский» в данном случае основаны на формальном толковании функционального назначения соответствующих помещений и вывода о соблюдении требований к обеспечению противопожарной безопасности в данном случае не влекут. При этом, доводы жалобы о том, что в данном помещении имеется пожарная сигнализация, а также табличка об ответственном лице, иного вывода также не влекут.
Также формальными являются доводы жалобы АНО «ЦСР «Тюменский» относительно предполагаемой неправомерности указания в пункте 13 акта проверки №25 от 27.07.2021 и последующих процессуальных документов нарушения, в части несоблюдения расстояния от дымохода печи на чердачном помещении банно-прачечного комплекса до горючих конструкций - покрытия (деревянных стропил), поскольку существенным обстоятельством, определяемым приказом МЧС России от21.02.2013 № 116 при нормировании расстояния от наружной поверхности печи или дымового канала (трубы) до горючих материалов, является обеспечение недопущения возгорания, как непосредственно указанных стены или перегородки, так и иных строительных конструкций, находящихся в непосредственной близости от разогретых конструкций печей. Кроме того, пунктом 5.20 Свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утверждённого приказ МЧС России от 21.02.2013 № 116, предусмотрена обязательность соблюдения установленных расстояний от наружных поверхностей дымовых труб до стропил, обрешеток и других деталей кровли из горючих материалов.
АНО «ЦСР «Тюменский» в Тюменский областной суд представлены пояснения к жалобе, содержащие фотоизображения объектов, в отношении которых общество полагает содержащиеся в акте проверки №25 от27.07.2021 и последующих процессуальных документах выводы не соответствующими обстоятельствами дела. В частности, АНО «ЦСР «Тюменский», полагая необоснованным содержащийся в указанном акте вывод о наличии на путях эвакуации из административного здания в его северной части перепада высот более 50 мм, представило фотографии соответствующего объекта, произведённые с одного ракурса, - против направления эвакуации людей из здания. Однако данные фотографии, учитывая наличие выраженной тени в месте примыкания наклонного трапа к поверхности пола, позволяют прийти к выводу об обоснованности соответствующего утверждения, содержащегося в указанном акте проверки №25 от27.07.2021 и в последующих процессуальных документах. При этом, из данного акта, как об этом уже указано выше, следует, что участвующий в проведении проверки директор ФИО1 подписал акт выездной плановой проверки №25 от 27.07.2021 без каких-либо замечаний по его содержанию, в том числе и по данному объекту.
Из представленных АНО «ЦСР «Тюменский» в Тюменский областной суд пояснений к жалобе и содержащихся в них фотографий также следует, что вопреки утверждениям жалобы подставка для обуви располагается не в конструктивно выделенном помещении вне путей эвакуации с третьего этажа административного здания, а на площадке лестничного марша и расположена непосредственно за дверью, открывающейся в направлении эвакуации в сторону данной подставки. При таких обстоятельствах оснований к исключению нарушений, указанных в пункте 10 акта проверки № 25 от 27.07.2021 и последующих процессуальных документов не имеется, поскольку люди (реабилитанты), проживающие на третьем этаже административного здания, которым, как это следует, в частности, из пояснений законного представителя АНО «ЦСР «Тюменский» и защитника указанного лица в Тюменском областном суде, принадлежит расположенная на подставке обувь, стремясь в случае эвакуации забрать принадлежащую им обувь, расположенную за перекрывающей её дверью, и одеть данную обувь, неизбежно будут создавать помеху в эвакуации из данного эвакуационного выхода. Кроме того, из данного фотоматериала усматривается, что данная подставка изготовлена из сгораемых материалов, вследствие чего её расположение на путях эвакуации, в силу приведённых в данном пункте нормативных требований, является недопустимым.
Не имеется оснований к исключению из акта проверки № 25 от27.07.2021 и последующих процессуальных документов указания на допущенные АНО «ЦСР «Тюменский» нарушения, указанные в пункте 11 акта, поскольку возражений относительно соответствующей информации, содержащейся в акте проверки № 25 от 27.07.2021, законный представитель АНО «ЦСР «Тюменский» в ходе проведения проверки не представил. При этом, сами по себе содержащиеся в представленных АНО «ЦСР «Тюменский» пояснениях к жалобе фотографии дверей эвакуационных выходов, в отношении которых законный представитель АНО «ЦСР «Тюменский» и защитник указанного цента в судебном заседании Тюменского областного суда утверждали, что они находятся в постоянно открытом состоянии и каких-либо запоров не имеют, неправомерность информации, содержащейся в указанном пункте 11 акта проверки № 25 от27.07.2021, не подтверждают. При этом, из данных фотографий следует, что на одной из вышеуказанных дверей замок фактически имеется, в то время, как утверждения законного представителя АНО «ЦСР «Тюменский» и защитника указанного центра в судебном заседании Тюменского областного суда о том, что данный замок неработоспособен, сами по себе иного вывода не влекут.
Не подлежат исключению из акта проверки № 25 от 27.07.2021 и последующих процессуальных документов нарушения, указанные в его пункте 12, поскольку пунктом 4 «Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утверждённого приказ МЧС РФ от 18.06.2003 №315, предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений, в частности, с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.), то есть, установками автоматического пожаротушения, в то время, как вышеуказанным пунктом 12 акта проверки № 25 от 27.07.2021 установлено, что в нарушение приведённых в данном пункте нормативных требований в здании столовой на первом этаже в помещении кухни отсутствует система автоматической пожарной сигнализации. В то же время само по себе наличие, как это усматривается из представленных АНО «ЦСР «Тюменский» пояснений к жалобе, в более позднее время в помещении кухни пожарных извещателей, учитывая, что возражений относительно соответствующей информации, содержащейся в акте проверки № 25 от 27.07.2021, законный представитель указанной организации в ходе проверки не представил, наличие системы автоматической пожарной сигнализации в помещении кухни на день проведения проверки и её работоспособность не подтверждают.
Также не подтверждает наличие на объектах защиты с круглосуточным пребыванием людей исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, сделанные в более позднее время после проведения проверки фотографии указанных средств, содержащиеся в представленных АНО «ЦСР «Тюменский» пояснениях к жалобе, учитывая, что возражений относительно соответствующей информации, содержащейся в акте проверки № 25 от 27.07.2021, законный представитель указанной организации также в ходе проведения проверки не представил,
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях АНО «ЦСР «Тюменский» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 1 ст. 20.4 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене, либо изменению решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнетавдинскому и Тюменскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Б. № 72 от04.08.2021, решение судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу автономной некоммерческой организации «Центр социальной реабилитации «Тюменский», в лице защитника Тарасенко Степана Анатольевича, оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |