ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-540/2021 от 30.11.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-540/2021

Судья Иванов С.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

30 ноября 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тришина Евгения Николаевича на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/45 от 21 июня 2021 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Тришина Евгения Николаевича,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/45 от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 сентября 2021 года, Тришин Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу решениями, Тришин Е.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить, производство по делу – прекратить. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Указывает на то, что в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509, которым утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, им направлено соответствующее уведомление об использовании лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения, следовательно, наличие зарастания участка древесно-кустарниковой растительностью не является признаком вмененного административного правонарушения. Полагает, что если и правонарушение имело место быть, то оно существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не причинило и в силу статьи 2.9 КоАП РФ является малозначительным.

Изучив материалы дела, проверив дело в полном объеме, выслушав Тришина Е.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Румянцева Г.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.

Таким образом, невыполнение собственником земельного участка, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Согласно материалам дела, в 17 часов 00 минут 8 июня 2021 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной на 7 июня 2021 года на основании распоряжения должностного лица Управления Россельхознадзора по Чувашской Республики и Ульяновской области № 05-ЧР/115 от 13 мая 2021 года о проведении плановой выездной проверки физического лица, установлено нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации, допущенное Тришиным Е.Н., а именно: не проведение агротехнических и других мероприятий, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель на земельном участке с кадастровым номером на площади 1,8 га, расположенном на территории <данные изъяты> Чебоксарского района Чувашской Республики.

Тришину Е.Н., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12 апреля 2021 года, принадлежит на праве собственности с 19 мая 2015 года земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 21000<данные изъяты>742 кв.м., расположенный на территории <данные изъяты>, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

7 июня 2021 года при осмотре вышеуказанного земельного участка установлено, что на данном земельном участке на площади 18000 кв.м. не проводятся агротехнические и другие мероприятия, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На площади 0,3 га выращиваются овощные культуры.

На вышеуказанном земельном участке сельскохозяйственного назначения на площади 1,8 га не проводятся обязательные агротехнические мероприятия (вспашка, культивация, посев и т.д.) и другие мероприятия по борьбе с древесной растительностью, не выполняются установленные требования по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов негативного воздействия на окружающую среду, что привело к 100 % зарастанию части данного земельного участка древесной растительностью (березой, сосной, вербой и т.д.).

Таким образом, Тришиным Е.Н. допущено нарушение обязательных требований, установленных статьями 12, 13, 42, 79 ЗК РФ, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения Тришина Е.Н. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения Тришиным Е.Н. административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается: актом проверки № 05-ЧР/92 от 7 июня 2021 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от 12 апреля 2021 года, актом осмотра земельных участков от 7 июня 2021 года с фототаблицей, письменным объяснением Тришина Е.Н. от 7 июня 2021 года, предписанием об устранении выявленного нарушения земельного законодательства Российской Федерации от 7 июня 2021 года, протоколом об административном правонарушении от 8 июня 2021 года и иными.

Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, а также судьей районного суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу, не допущено.

Ссылка заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года и направление 18 июня 2021 года уведомления об использовании лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует о выполнении Тришиным Е.Н. на момент выявления административного правонарушения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель,.

Административное наказание назначено Тришину Е.Н. в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Доводы жалобы о том, что правонарушение может быть в силу статьи 2.9 КоАП РФ признано малозначительным, тщательным образом рассмотрены судьей и обоснованно отклонены.

Оснований для признания совершенного Тришиным Е.Н. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/45 от 21 июня 2021 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тришина Евгения Николаевича, оставить без изменения, жалобу Тришина Е.Н. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Решение27.12.2021