ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-542/17 от 17.10.2017 Костромского областного суда (Костромская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 17 октября 2017 года

Судья Костромского областного суда Шагабутдинов А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Николаева А.Ю. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления по Костромской и Ивановской областям от 17 июня 2017 года № 03/75, решение судьи Чухломского районного суда Костромской области от 14 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Николаева А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Огласив жалобу, заслушав Николаева А.Ю., представителей Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям Евсевьеву С.Р., Мартынцеву А.А., выступающих на основании доверенностей,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела земельного надзора Управления по Костромской и Ивановской областям от 17 июля 2017 года № 03/75 Николаев А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Чухломского районного суда Костромской области от 14 сентября 2017 года названное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 10 000 рублей, в остальном постановление оставлено без изменения.

В жалобе Николаев А.Ю. просит об отмене вынесенных в отношении него постановления должностного лица административного органа и решения судьи, считая их незаконными.

Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив материалы судебного рассмотрения, доводы жалобы, исходя из положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, с учетом требований части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административной правонарушении в полном объеме, нахожу, что постановление начальника отдела земельного надзора Управления по Костромской и Ивановской областям от 17 июля 2017 года № 03/75, решение судьи Чухломского районного суда Костромской области от 14 сентября 2017 года подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 3 той же статьи не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Эти требования закона по данному делу судом в полной мере не выполнены.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 10 июля 2017 года № 03/110 и постановлению начальника отдела земельного надзора Управления по Костромской и Ивановской областям от 17 июля 2017 года № 03/75 о назначении административного наказания по настоящему делу об административном правонарушении протокол составлен, а постановление вынесено по результатам проведенной плановой проверки в отношении Николаева А.Ю. как физического лица.

То, что Николаев А.Ю. привлечен к административной ответственности по результатам проверки, осуществленной в ходе государственного контроля (надзора), подтверждается планом Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям проведения проверок физических лиц в области земельного надзора по Костромской области на 2017 год, приказом заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 17 мая 2017 года № 477 о проведении плановой выездной проверки Николаева А.Ю., актом проверки органом государственного надзора физического лица - Николаева А.Ю. от 10 июля 2017 года № 03/113 пл.

Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации плановые проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утвержденными органами государственного земельного надзора, и согласованными с органами прокуратуры.

Как усматривается из материалов дела и не отрицается представителями административного органа, план Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям проверок физических лиц в области земельного надзора по Костромской области на 2017 год, на основании которого проведена проверка Николаева А.Ю., с органами прокуратуры не согласовывался.

Приведенный представителями административного органа довод о том, что при планировании проверок на 2017 год согласования с органами прокуратуры не требовалось, не может быть принят по следующим основаниям.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации вступила в силу с 1 января 2015 года.

Земельный кодекс Российской Федерации и названный Федеральный закон не содержат указания на необходимость принятия дополнительных нормативных правовых актов по вопросу согласования планов проверки с органами прокуратуры.

Отсутствие в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года № 1, и в Правилах подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489, указания на согласование планов проведения проверок граждан с органами прокуратуры, не свидетельствует о возможности ограничения прав граждан, установленных законом.

Более того, само составление плана проверок граждан на 2017 год подтверждает признание органом государственного контроля (надзора) необходимость выполнения всех процедур планирования, предусмотренных пунктом 1 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Об этом свидетельствует и то, что в приказе заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 17 мая 2017 года № 477 о проведении плановой выездной проверки Николаева А.Ю. сделана ссылка на содержащий требование согласовывать планы проверок граждан с органами прокуратуры административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденный приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 591.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления по Костромской и Ивановской областям от 17 июля 2017 года № 03/75 о назначении Николаеву А.Ю. административного наказания вынесено на основании доказательств, полученных при проверке, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с нарушением закона, и являющихся недопустимыми, поэтому названное постановление подлежит отмене.

Поскольку судьей при рассмотрении жалобы на постановление не дана оценка этим обстоятельствам, решение судьи Чухломского районного суда Костромской области от 14 сентября 2017 года также подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление начальника отдела земельного надзора Управления по Костромской и Ивановской областям от 17 июля 2017 года № 03/75, решение судьи Чухломского районного суда Костромской области от 14 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Николаева А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья ___________________________