ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-548/2021 от 26.05.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-548/2021

г. Уфа 26 мая 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Булатовой С.Б.,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности Ибрагимова А.А.,

главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан БАА,

рассмотрев жалобу Ибрагимова А.А., его защитников Хайруллина Р.Н., Доценко Ю.Н. на решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2021 года, которым:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 20 октября 2020 года о привлечении должностного лица - ранее занимавшего должность генерального директора федерального казенного предприятия «Авангард» Ибрагимова А.А. к административной ответственности, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба его защитников Хайруллина Р.Н., Доценко Ю.Н.– без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан НСВ от 20 октября 2020 года должностное лицо - ранее занимавшее должность генерального директора федерального казенного предприятия «Авангард» Ибрагимов А.А. привлечено к административной ответственности, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 17-23).

Судьей Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 21 января 2021 года по жалобе защитников Ибрагимова А.А. Хайруллина Р.Н., Доценко Ю.Н. вынесено вышеприведенное решение (л.д. 48-50).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Ибрагимов А.А., его защитники Хайруллин Р.Н., Доценко Ю.Н. просят состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи отменить и вынести новое законное решение (л.д. 58-60).

Защитники Хайруллин Р.Н. и Доценко Ю.Н., должностное лицо, вынесшее постановление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему выводу.

Частью 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пп. б п. 4.2 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2008 года № 351 (далее - Правила), документы, подтверждающие фактически произведенные затраты (отчет предприятия о выполнении утвержденных в установленном порядке программы деятельности, сметы доходов и расходов предприятия за отчетный период (с расшифровкой по видам деятельности), с приложением платежных и (или) иных документов бухгалтерского учета, подтверждающих понесенные в рамках выполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг денежные затраты в отчетном периоде, копии бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный период).

Как видно из материалов дела, в соответствии с письмом Федерального казначейства от 17 января 2020 года «О согласовании внепланового контрольного мероприятия», на основании Приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 22 января 2020 года «О назначении внеплановой выездной проверки в ФКП «Авангард» по заявлению представителя Ибрагимова А.А. - Хайруллина Р.Н. Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета в рамках исполнения государственного оборонного заказа ФКП «Авангард».

В ходе проверки установлено, что 13 июля 2017 года между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным казенным предприятием «Авангард» заключено соглашение № 020-11-170 о предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса (адм.мат. л.д. 256-269).

Согласно пп. 1.1.1 Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение отельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса от 13 июля 2017 года № 020-11-170 (далее - Соглашение) предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2017-2019 годах субсидии в целях возмещения затрат Предприятия, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, при условии недостаточности доходов для покрытия расходов, предусмотренных утвержденными в установленном порядке на основе программ деятельности Предприятия на очередной год и плановый период сметами доходов и расходов.

В соответствии с пп. 3.1.1 и 3.1.2 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами на цели указанные в разделе 1 Соглашения при представлении Получателем в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации документов, подтверждающих факт произведенных Предприятием затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Правилами и Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении № 1 к Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушении ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, подп. б п. 4.2 Правил, п.п. 1.1.1 и 3.1.2 Соглашения в сумму произведенных расходов для расчета субсидии за 9 месяцев 2018 года в составе прочих расходов на основании бухгалтерской справки от 30 сентября 2018 года № 001851 включена сумма созданного резерва под сомнительную задолженность в рамках исполнения заказа для федеральных нужд и неоплаченная заказчиком АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» в сумме ... руб.

Также в нарушение вышеприведенных норм, в составе прочих расходов на основании бухгалтерской справки от 30 сентября 2018 года № 001852 включена сумма начисленной кредиторской задолженности по постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-12987/2017 в сумме ... руб.

Как установлено должностным лицом, 9 ноября 2018 года генеральным директором ФКП «Авангард» Ибрагимовым А.А. подписано и направлено в Министерство промышленности и торговли РФ заявление от 9 ноября 2018 года № 01-303 для получения субсидии за 9 месяцев 2018 года с приложением отчета о выполнении ФКП «Авангард» утвержденных в установленном порядке программы деятельности, сметы доходов и расходов предприятия за отчетный период (с расшифровкой по видам деятельности) с приложением документов бухгалтерского учета за 9 месяцев 2018 года 1 книга, где в составе прочих расходов включены сумма созданного резерва под сомнительную задолженность в рамках исполнения заказа для федеральных нужд и неоплаченная заказчиком АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» в размере ... руб. и сумма начисленной кредиторской задолженности по постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-12987/2017 в размере ... руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 9 сентября 2020 протокола об административном правонарушении № 20-18/2020-22, и вынесения постановления заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 20 октября 2020 года о привлечении Ибрагимова А.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина Ибрагимова А.А. подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом по делу об административном правонарушении № 20-18/2020-22 от 9 сентября 2020 года (адм.мат. л.д. 3-8); соглашением от 13 июля 2017 года № 020-11-170 (адм.мат. л.д. 256-269); отчетом об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов ФКП «Авангард» за 9 месяцев 2018 года (адм.мат. л.д. 14-57, с приложением), и иными материалами дела.

Вывод должностного лица и суда первой инстанции о наличии в деянии ранее занимавшего должность генерального директора предприятия Ибрагимова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Таким образом, бывший генеральный директор ФКП «Авангард» Ибрагимов А.А., будучи должностным лицом, осуществлявшим в предприятии, которое является получателем субсидии, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.

Действия Ибрагимова А.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и бюджетного законодательства.

Вопреки доводам жалобы, именно Ибрагимовым А.А. подписано и направлено в Министерство промышленности и торговли РФ письмо от 9 ноября 2018 года № 01-303 для получения субсидии за 9 месяцев 2018 года с приложением отчета о выполнении ФКП «Авангард» утвержденных в установленном порядке программы деятельности, сметы доходов и расходов предприятия за отчетный период с расшифровкой по видам деятельности с приложением документов бухгалтерского учета, где в составе прочих расходов были включены суммы созданного резерва под сомнительную задолженность в рамках исполнения заказа для федеральных нужд и неоплаченная заказчиком АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» и начисленная кредиторская задолженность по постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, что свидетельствует о несоблюдении им как должностным лицом требований п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. б п. 4.2 Правил и подп. 1.1.1, 3.1.1, 3.1.2 Соглашения, и нарушение условий предоставления субсидии, и на наличие в действиях вышеуказанного должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Несогласие с указанными обстоятельствами со ссылкой на то, что задолженность образовалась от экспертной поставки, за которую не рассчитались, что должно было погаситься субсидиями, что положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы, вызваны ошибочным толкованием норм материального права и субъективной оценкой сложившихся правоотношений в связи с предоставлением субсидии по Соглашению № 020-11-170, которое заключено, в том числе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и пункт 1.1.1 которого содержит условие о том, что субсидии из федерального бюджета в 2017-2019 годах предоставляются в целях возмещения затрат Предприятия, связанных именно с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, при условии недостаточности доходов для покрытия расходов, предусмотренных утвержденными в установленном порядке на основе программ деятельности Предприятия на очередной год и плановый период сметами доходов и расходов.

Доводы жалобы о том, что заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан 20 октября 2020 года незаконно отказал об отложении рассмотрения дела, не являются поводом к отмене обжалуемого постановления должностного лица, так как должностное лицо в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ вправе как удовлетворить, так и оставить без удовлетворения заявленное ходатайство. Свои выводы об отказе об отложении рассмотрении дела должностное лицо мотивировало, изложив их подробно в описательно-мотивировочной части определения от 20 октября 2020 года (адм.мат л.д. 343-344), правовых оснований не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции не имеется. Более того, вопреки доводам жалобы, указанное ходатайство не содержит каких-либо сведений о допуске к участию в деле защитников и необходимости их извещения.

Доводы жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных должностным лицом при рассмотрении дела не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела. Так, о рассмотрении дела должностным лицом 20 октября 2020 года Ибрагимов А.А. был надлежащим образом извещен 28 сентября 2020 года, о чем последним также указано в ходатайстве, поступившем в Управление Федерального казначейства по РБ 19 октября 2020 года. С учетом достоверных сведений об извещении Ибрагимова А.А. о времени и месте рассмотрения дела, должностное лицо Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан правомерно рассмотрело дело без участия привлекаемого лица.

Не могут быть приняты во внимание, в том числе доводы жалобы о не рассмотрении ходатайства Ибрагимова А.А. о передаче дела для рассмотрения по месту жительства. Как усматривается из текста ходатайства Ибрагимова А.А., приобщенного последним к жалобе направленной в первую инстанцию (л.д. 15-16), ходатайство о передаче дела для рассмотрения по месту жительства направлено в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан после фактического рассмотрения дела, в связи с чем у должностного лица вынесшего обжалуемое постановление не было оснований для принятия решения в порядке ст. 24.4 КоАП РФ.

Довод Ибрагимова А.А., что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку указанные суммы были включены в отчет по указанию вышестоящего руководства, не может являться основанием отмены вынесенных актов, так как какими-либо достоверными документами данный факт им не подтвержден.

Вопреки доводам заявителя жалобы все юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу об административном правонарушении, должностным лицом и судом первой инстанции были установлены на основании полного и всестороннего исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ибрагимова А.А. допущено не было.

При таком положении оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 20 октября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ибрагимова АА оставить без изменения, жалобу Ибрагимова А.А., его защитников Хайруллина Р.Н., Доценко Ю.Н. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья районного суда Касимов А.В.

дело районного суда №12-426/2020