ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-549/2016 от 16.09.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 16 сентября 2016 года

Судья Астраханского областного суда М. Л.Ф., при секретаре судебного заседания Г. В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шатохина В.В. на решение судьи К. районного суда Астраханской области от "Дата", вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление заместителя министра финансов Астраханской области от "Дата" о привлечении Главы администрации муниципального образования «К. сельсовет» Шатохина В.В.к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Астраханской области от "Дата" Глава администрации муниципального образования «К. сельсовет» Шатохин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи К. районного суда Астраханской области от "Дата" постановление заместителя министра финансов Астраханской области от "Дата" оставлено без изменения, жалоба Шатохина В.В.без удовлетворения.

В жалобе Шатохин В.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся постановлений ввиду существенного нарушения норм процессуального права, а также ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

В судебное заседание Шатохин В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о невозможности участия в судебном заседании Шатохиным В.В. не представлено, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие данного лица.

Изучив материалы дела, заслушав защитника Шатохина В.В. Разумейко А.В., поддержавшего жалобу, прихожу к следующему выводу.

Административная ответственность по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городским, сельских поселений в случаях, установленных ст.ст. 133 и 140 настоящего Кодекса; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, ст.ст. 133 и 140 настоящего Кодекса; субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера: субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением); иных межбюджетных трансфертов.

Статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление субсидий из бюджетов муниципальных образований в бюджеты сельских поселений не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой камеральной проверки администрации муниципального образования «К. сельсовет» по вопросам соблюдения целей и условий предоставления субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий государственной программы «развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в "Дата".» государственной программы «Охрана окружающей среды Астраханской области» за период "Дата" гг., было выявлено бюджетное нарушение, которое выражается в следующем.

Между администрацией МО «К. район» и администрацией МО «К. сельсовет» "Дата" заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета района на реализацию мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предметом которого является предоставление в "Дата" году из бюджета муниципального района поселению субсидии в размере ...... рублей.

Согласно разделу 7 соглашения «Реквизиты сторон» «Поселение» указаны реквизиты ........, т.е. код статьи доходов 02 «Субсидия».

Соглашение подписано главой администрации МО «К. сельсовет» Шатохиным В.В.

В соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию программы «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области», утвержденным постановлением Правительства АО от "Дата"-П «О государственной программе «Охрана окружающей среды Астраханской области» (в редакции от "Дата") условиями предоставления субсидии являются:

- наличие муниципальной программы, направленной на достижение цели

подпрограммы, отражающей участие муниципального образования в софинансировании мероприятий подпрограммы;

·наличие предусмотренных в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий, предусмотренных подпрограммой, в размере не менее 5% от суммы затрат по данным мероприятиям.

Главным распорядителем субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области» по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, является служба по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Астраханской области.

Постановлением администрации МО «К. район» «О принятии долгосрочной комплексной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса К. района в "Дата".» от "Дата"-п утверждены долгосрочная комплексная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса К. района в "Дата".», а также Порядок предоставления и расходования субсидий на реализацию мероприятий по развитию водохозяйственного комплекса, в том числе капитальный ремонт гидротехнических сооружений.

В соответствии с Порядком критерием отбора муниципальных образований сельских поселений для предоставления субсидий является:

-необходимость капитального ремонта объектов водохозяйственного комплекса (гидротехнических сооружений и берегоукрепления) на территории муниципального образования и наличие этих объектов в перечне, утвержденном долгосрочной комплексной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса К. района в "Дата".» (п.5);

-субсидии предоставляются при условии долевого финансирования из местного бюджета не менее 5% от доли субсидии бюджета Астраханской области, передаваемой из бюджета МО «К. район» бюджету поселения (п.6).

Одним из мероприятий целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса К. района в "Дата".» является «Капитальный ремонт берегоукрепления в ......».

В рамках исполнения мероприятий государственной программы «Охрана окружающей среды» в "Дата" году между Службой по обеспечению безопасности и МО «К. район» заключено соглашение от "Дата" о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилища, рек.

В соответствии с условиями данного соглашения Служба по обеспечению безопасности направляет субсидии в размере ..... рублей в бюджет МО «К. район» в пределах доведенных Министерством финансов Астраханской области объемов бюджетных ассигнований, а МО «К. район» обеспечивает софинансирование мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений в размере ..... рублей.

Соглашение "Дата" года действует до полного исполнения обязательства сторонами, но не позднее "Дата".

В проверяемом периоде в МО «К. сельсовет» действовала долгосрочная комплексная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса на территории МО «К. сельсовет» в "Дата" утвержденная постановлением Администрации сельсовета «Об утверждении долгосрочной комплексной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса на территории МО «К. сельсовет» в "Дата" от "Дата".

В рамках исполнения целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса на территории МО «Красноярский сельсовет» в "Дата".» между МО «К. район» и МО «К. сельсовет» заключено соглашение от "Дата" о предоставлении субсидии из бюджета района на реализацию мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений.

В соответствии с вышеуказанным Соглашением:

-МО «К. район» направляет субсидии в размере ..... рублей в бюджет МО «К. сельсовет» в пределах доведенных Министерством финансов Астраханской области объемов бюджетных ассигнований (пункт 12);

-МО «К. сельсовет» обеспечивает софинансирование мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений в размере .... рублей (пункт 1.4).

В соответствии с пунктом 2.2.4 Соглашения МО «К. сельсовет» обязалось обеспечивать финансирование мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, и пунктом 2.2.9 соблюдать условия, цели и порядок предоставления субсидий.

МО «К. сельсовет» несет ответственность за соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с бюджетным законодательством РФ (пункт 3.3). Соглашение подписано главой МО «К. сельсовет» Шатохиным В.В.

Таким образом на финансирование мероприятий по капитальному ремонту берегоукрепления в <адрес> в "Дата" года из бюджета МО «К. сельсовет» направлено ..... рублей, вместо ..... рублей, как предусмотрено Соглашением.

"Дата" главным контролером - ревизором сектора контрольной работы отдела контроля за использованием бюджетных средств муниципальными образованиями <адрес> составлен протокол по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации МО «К. сельсовет».

Факт совершения Шатохиным В.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, которые судом первой инстанции оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Судья, проанализировав все обстоятельства совершенного правонарушения, доводы заявителя, имеющиеся в деле доказательства, дал им соответствующую оценку и на основе этого обоснованно пришел к выводу о наличии вины Шатохина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Шатохина В.В. квалифицированы по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями вышеприведенных норм права, а доводы жалобы об отсутствии вины аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьей районного суда и не нашли своего подтверждения.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере ..... рублей назначено судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 настоящего Кодекса в пределах санкции статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о назначении Шатохину В.В. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Доводы жалобы о том, что межбюджетные трансферты были предоставлены бюджету поселения в соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, а не в форме субсидии, не влияют на правильность выводов суда, поскольку нарушение статьи 142 БК РФ Шатохину В.В. не вменяется.

Доводы о том, что Шатохин В.В. является депутатом Совета МО «Красноярский сельсовет», что предусматривает особый порядок производства по делу об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности, нельзя признать обоснованными.

Согласно части 8 статьи 40 Федерального закона от "Дата"- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

В силу части 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Между тем в отношении депутатов представительного органа местного самоуправления особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности в федеральном законодательстве отсутствуют.

В силу части 4 статьи 41 Федерального закона от "Дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенного постановления должностного лица и решения районного суда, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи К. районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, жалобу Шатохина В.В. - без удовлетворения.