ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-54/19 от 26.06.2019 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


№21-54/2019

Р Е Ш Е Н И Е
26 июня 2019 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,

при секретаре Тхагужоковой М.М.,

с участием представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - Докшукина А.И. – Сабанова М.М., действующего по доверенности №136-д от 27.04.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. на постановление Кабардино-Балкарского отдела госнадзора ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта № 83-33/01-1 от 11 марта 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 13 мая 2019 года делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И.,

установил:

11 марта 2019 года постановлением заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетова А.Х. № 08-33/01-1 постановлением №7/12-1520-18-3 управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. 25 марта 2019 года обжаловал его в Нальчикский городской суд КБР, который решением от 13 мая 2019 года оставил обжалуемое постановление без изменения.

Доводы жалобы сводятся к тому, что по делу не установлена вина Докшукина А.И., как руководителя организации – гарантирующего поставщика, в изменении параметров качества электроэнергии, которое может произойти по вине любого из субъектов розничного рынка электроэнергии, в том числе самого потребителя, в следствии подключения к электрическим сетям электрооборудования не соответствующего техническим нормам. По мнению автора жалобы, энергосбытовая организация не имеет на своем балансе электрической сети и не может повлиять на качество электрической энергии в сетях сетевой организации – другого юридического лица.

В судебном заседании представитель должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - Докшукина А.И. – Сабанов М.М. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 13 мая 2019 года. Дополнительно указал, что действия привлекаемого лица подлежали квалификации по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что выявленные отклонения качества поставляемой энергии не влекли угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

В судебное заседание Кабардино-Балкарский отдел госнадзора ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, своего представителя не направил.

Выслушав представителя Сабанова М.М., изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Докшукина А.И. к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось то, что в результате проведения проверки в период с 5 сентября 2018 года по 12 сентября 2018 года и получении протоколов испытаний он, будучи непосредственным руководителем АО «Каббалкэнерго», являющимся гарантирующим поставщиком электроэнергии по договорам с потребителями, допустил нарушение требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2 (медленные изменения напряжения).

Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии со статьей 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

На основании статьи 3 Закона об электроэнергетике к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Из содержания пункта 1 статей 539 и статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности) в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.

Субъектом вменяемого правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец, на котором лежит обязанность соблюдать требования государственных стандартов.

Исходя из смысла названных нормативных актов, субъект электроэнергетики АО "Каббалкэнерго", как энергосбытовая компания и гарантирующий поставщик, наряду с сетевыми организациями отвечает совместно перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам поставки электроэнергии, в том числе за надежность снабжения потребителей электрической энергией, ее качество и безопасность в соответствии с техническими регламентами, и иными обязательными требованиями, в данном случае - ГОСТ 32144-2013.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций, в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Следовательно, Докшукин А.И., являясь управляющим директором АО «Каббалкэнерго», которое относится к субъектам административного правонарушения, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, а именно, нарушения требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2, п.п. 1.7.1 (медленные изменения напряжения) АО «Каббалкэнерго», под руководством Докшукина А.И., подтвержден протоколом об административном правонарушении от 25 февраля 2019 года №08-29/01-1, составленным в отсутствие уведомленного надлежащим образом Докшукина А.И. (уведомление от 11.02.2019г.), экспертным заключением по испытаниям № 45 от 18.09.2018 г. к протоколу испытаний № 3555(л.д.44-45), протоколом № 3555 испытания электрической энергии (л.д. 46-52), экспертным заключением по испытаниям № 46 от 18.09.2018 г. к протоколу испытаний № 3556(л.д.552-54), протоколом № 3556 испытания электрической энергии (л.д. 55-60), актом отбора образцов от 05.09.2018г. (л.д. 100-101), актами установки оборудования № 1 и № 2 от 05 сентября 2018 года(л.д.105-106), актами установки оборудования № 1 и № 2 от 13 сентября 2018 года(л.д.107-108), свидетельствами о проверке исправности прибора измерения качества №82190 и №82192, согласно которому поверка приборов измерения показателей качества электрической энергии «Прорыв» с заводскими номерами 0608583 и 0608603 действительна до 15 января 2019 года (л.д. 109-110), актом проверки № 08-36/34 от 02.10.2018 г.(л.д.131-136).

Действия Докшукина А.И., как должностного лица, правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела судья Нальчикского городского суда КБР обоснованно посчитал, что в его действиях содержатся признаки состава данного административного правонарушения.

Ссылка заявителя на отсутствие вины во вменяемом правонарушении является необоснованной, поскольку в рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе совместную ответственность за действия лиц, привлеченных им для оказания услуг по передаче электроэнергии, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Судам не представлено доказательств того, что управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И., являясь должностным лицом гарантирующего поставщика, который выступает продавцом электрической энергии по договору энергоснабжения, принял все зависящие от него меры, направленные на поставку электрической энергии надлежащего качества и, что выявленное нарушение произошло при отсутствии его вины.

Довод о том, что действия привлекаемого лица подлежали квалификации по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что несоответствие качества поставляемой энергии не создавало угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, подлежат отклонению, поскольку электроэнергия высокого напряжения очевидно является источником повышенной опасности, в связи с чем, любые отклонения от допустимых значений ее качества при поставке потребителям влияют на уровень их энерго- и пожаробезопасности, следовательно, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что является квалифицирующим признаком части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, вывод о виновности привлекаемого лица является правомерным и основанным на относимых и допустимых доказательствах по делу, которым дана всесторонняя и полная оценка, в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иных оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда не установлено.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетова А.Х. №08-33/01-1 от 11 марта 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 13 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И., оставить без изменения, жалобу должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - Докшукина А.И. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов