ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-54/20 от 10.03.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Кальная Е.Г. Дело 21-54/2020

РЕШЕНИЕ

10 марта 2020 года город Орел

Судья Орловского областного суда Угланова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Бочкова С.А. на решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захаровой Ирины Михайловны,

установила:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Бочкова С.А. от 11 октября 2019 года должностное лицо <...> Захарова И.М. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Решением судьи Заводского районного суда г. Орла от 22 января 2020 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Бочкова С.А. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Указывает, что выводы судьи об определении размера совокупного годового объема закупок противоречат пункту 16 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в силу которого совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Полагает, что заказчиком осуществлены закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, в обоснование чего приведены соответствующие расчеты.

Ссылается на то, что у Захаровой И.М., с учетом исполнения должностных обязанностей руководителя контрактной службы в период с апреля 2018 года по декабрь 2018 года, имелась реальная возможность соблюдения требований законодательства о контрактной системе.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 КоАП РФ, выслушав объяснения заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Бочкова С.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу защитника Захаровой И.М. по доверенности Демениной Е.А., прихожу к следующим выводам.

Частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Заводского района г. Орла установлено, что согласно отчету, объем закупок <...> у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2018 году составил 4,29149 % от годового объема закупок, то есть менее предусмотренного законом 15-ти процентного минимального объема.

По результатам проверки сделан вывод о том, что в действиях Захаровой И.М., назначенной на должность руководителя контрактной службы, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Бочкова С.А. от 11 октября 2019 года Захарова И.М. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ. Должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что Захаровой И.М. не были предприняты надлежащие и достаточные меры по исполнению требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в действиях Захаровой И.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда по материалам дела об административном правонарушении не установлено.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, с 1 января 2014 года регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тесту - Федеральный закон № 44-ФЗ), которым, в том числе установлен порядок заключения государственных и муниципальных контрактов.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

Согласно положениям части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

При этом в силу части 11 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 утверждены Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг.

Согласно подпункту «г» пункта 2 Требований к форме плана-графика в плане-графике закупок отдельной строкой указывается объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с планом-графиком закупок, указываемый как общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), общая сумма планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года), детализированная на суммы по годам планируемых платежей.

Также в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 Требований к форме плана-графика в план-график включаются сведения о совокупном годовом объеме закупок (справочно).

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 утверждены Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе (далее по тексту – Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки, составления и размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в единой информационной системе в сфере закупок (далее соответственно - единая информационная система, отчет), содержащего информацию, предусмотренную частью 4 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу пункта 2 указанных Правил в разделе II отчета в позиции 1 указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил, в абзаце четвертом в позиции 2 указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей).

На основании подпункта «в» пункта 2 Правил в позиции 3 указывается совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, как разница между совокупным годовым объемом закупок заказчика за отчетный год, указанным в позиции 1 общим объемом финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году, указанным в подпункте «б» пункта 2 Правил.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно плану - графику закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, совокупный годовой объем закупок <...> в 2018 году составил 3 243 849 838,52 рублей (л.д. 190).

Таким образом, необходимый минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленный частью 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, полежит расчету исходя из суммы 3 243 849 838,52 рублей с учетом части 1.1 настоящей статьи.

В силу пункта 3 части 1.1. статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ из указанного совокупного годового объема закупок подлежит исключению сумма закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи.

Сумма закупок <...> в 2018 году у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (кроме закупок, осуществленных в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93) составила 32 643 791,54 рублей.

Сумма закупок <...> в 2018 году у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ составила 2 595 071 490,01 рублей, из которых 68 162 615,56 рублей – закупки, у единственного поставщика которые осуществлены по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, по смыслу пункта 3 части 1.1. статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ в совокупный годовой объем закупок, определяемый для целей указанной статьи, включаются закупки у единственного поставщика которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи (проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).

Таким образом, совокупный годовой объем закупок для целей статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ подлежит определению следующим образом: 3 243 849 838,52 рублей – 32 643 791,54 рублей – (600 000 000 + 1 994 971 490,01 – 68 162 615,56) и составляет 684 397 172,53 рублей.

В связи с чем, минимальный 15-ти процентный объем закупок, который в соответствии с требованиями закона должен быть осуществлен <...> у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 102 659 575,88 рублей (684 397 172,53*0,15).

Поскольку сумма закупок <...> в 2018 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила 231 399 219,72 рублей, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях Захаровой И.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, следует признать обоснованным.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Несогласие должностного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения норм КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы основаны на ином изложении фактических обстоятельств дела, были предметом проверки судьи районного суда и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда

решила:

решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захаровой Ирины Михайловны оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя – начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Бочкова С.А. – без удовлетворения.

Судья областного суда М.А. Угланова