Судья Васильев Д.В. | №21-54/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение судьи Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Т.,
установил:
на основании постановления должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30 августа 2019 г. Т. был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ.
Решением судьи Лоухского районного суда РК от 11 декабря 2019 г. постановление должностного лица отменено, производство по данному делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В поданной в вышестоящий суд жалобе должностного лица административного органа фио1 ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с доказанностью факта нарушения привлекаемым к ответственности лицом требований Правил охоты.
Заслушав объяснения должностного лица фио1, поддержавшего доводы жалобы, защитника фио2, считавшего решение судьи законным и обоснованным, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных чч.1.2, 1.3 настоящей статьи.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила охоты, которые обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, являются основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов; утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации установлены Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 №512.
В силу содержащихся в пп.3.1, 3.4 Правил охоты требований при осуществлении охоты охотник обязан соблюдать настоящие Правила; осуществлять охоту на территории и в пределах норм добычи охотничьих ресурсов, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.
Исследование материалов дела показало, что за нарушение пп.3.1, 3.4 Правил охоты постановлением заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30 августа 2019 г. Т. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.37 КоАП РФ.
Исходя из заложенной в постановлении должностного лица фабулы обвинения, по результатам осуществленной в период с 08 октября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Беломорского, Кемского, Калевальского и Лоухского районов представлены сведения о добыче охотничьих ресурсов и их количестве (глухаря - 3 особи и тетерева - 5 особей), которые внесены одной записью в таблицу №, являющуюся частью выданного охотнику разрешения на добычу птицы серии № что свидетельствует о превышении дневной нормы добычи дичи.
По итогам судебного разбирательства постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по данному делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно чч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений и смысла ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указываются место, время совершения и событие административного правонарушения. Лицу, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения и квалифицированно возражать относительно существа вменяемого деяния и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В силу ст.ст.2.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности физического лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена настоящим Кодексом.
При этом оценка виновности в нарушении п.3.4 Правил охоты предполагает выяснение в соответствии со ст.ст.2.1 и 26.1 КоАП РФ обстоятельств добычи охотничьих ресурсов в конкретные дни, и бремя доказывания указанных обстоятельств и оснований для привлечения лиц к административной ответственности лежит на административном органе.
В рамках судебного разбирательства Т. последовательно и категорично настаивал на осуществлении в разрешенный период добычи дичи в разные дни, вместе с тем доказательств, опровергающих доводы привлекаемого лица, материалы дела не содержат.
Поскольку при отсутствии в составленных по делу процессуальных документах сведений, необходимых для правильной квалификации действий лица, описанное событие административного правонарушения является не более чем предположением должностного лица, что недостаточно для утвердительного вывода о превышении охотником дневной нормы добычи охотничьих ресурсов, вину последнего в совершении инкриминируемого деяния нельзя считать установленной и доказанной в предусмотренном КоАП РФ порядке.
Учитывая, что ст.26.11 КоАП РФ не предусмотрена произвольная оценка субъектами административной юрисдикции представленных доказательств, и установленные по делу обстоятельства не должны базироваться на предположениях о возможности возникновения состава вменяемого лицу административного правонарушения, решение судьи незаконным признать нельзя.
Доводы жалобы должностного лица относительно наличия в рассматриваемом случае квалифицирующих признаков состава выявленного правонарушения поводом к отмене судебного акта служить не могут по изложенным выше мотивам.
При таких обстоятельствах решение судьи о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Т. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, <...>, фактический адрес: <...>).
Судья Н.А.Колбасова