ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-54/2022 от 19.05.2022 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Полухин Д.И. Дело № 21-54/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Липецкого областного суда Киселева О.М., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Липецку от 28 мая 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 24 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Липецку ФИО3 от 28 мая 2021 года , оставленным без изменения решением заместителя командира взвода ДПС ОР ДПС ГИБДД УМВД России по городу Липецку ФИО4 от 11 июня 2021 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Липецка от 24 января 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ФИО1 просит об отмене постановления и решения, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых актов, отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления и решения.

Так, частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).

Из представленных документов следует, что 28 мая 2021 года в 12 часов 20 минут в районе <адрес><адрес>, ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, управлял транспортным средством марки «<данные изъяты>», с гос. рег. знаком Республики Армения – №№№, не зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в совершении вмененного правонарушения подтверждены совокупностью представленных доказательств, достоверность и допустимость которых проверена и сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении 48 ВА №165827 от 28.05.2021 года в отношении ФИО1 по ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, соответствующим требованиям ст. 28.2 КоАП РФ; свидетельством № учете транспортного средства - автомобиля «<данные изъяты>», с гос. рег. знаком №№№, выданным полицией Республики Армения, согласно которому указанный автомобиль состоит с 04.03.2021 года на учете в полиции Республики Армения; ответом ГИБДД УМВД России по Липецкой области от 21.09.2021 года об отсутствии в базе данных зарегистрированных автомототранспортных средств (АМТС) ФИС ГИБДД-М МВД России по состоянию на 20.09.2021 года транспортного средства - автомобиля «<данные изъяты>», гос. рег. знак №№№ на территории Российской Федерации; сведениями ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по Липецкой области с фотоматериалом с информационной системы «Поток плюс» и СПО «Паутина»; сведениями в отношении ФИО1 из баз данных СПО «Мигрант-1», ППО «Территория» и справкой на лицо, пересекавшее государственную границу РФ, согласно которым Республика Армения среди стран прибытия (отбытия) ФИО1 (посредством воздушного транспорта) не значится, отсутствуют в данных базах и справке сведения о пересечении ФИО1 наземным путем государственной границы РФ со странами, имеющими сухопутную границу с республикой Арменией, в том числе - Грузией (в том числе, через КПП «Верхний Ларс») либо Азербайджаном (в том числе, через КПП «Яраг-Казмаляр»), для последующего проезда по территории Грузии, либо Азербайджана, либо иной страны в республику Армения; паспортами гражданина РФ и общегражданским заграничным паспортом на имя ФИО1 и сведениями ОАСР УВМ УМВД России по Липецкой области, из которых усматривается, что ФИО1 в период с 20.03.2020 года по 23.06.2021 года был постоянно зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации по адресу: <адрес><адрес>, в период с 20.03.2020 года по 23.06.2021 года, в том числе, и дату совершения вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, - 28.05.2021 года он также имел постоянную регистрацию по месту жительства в Российской Федерации по адресу: <адрес><адрес>, откуда снят с регистрационного учета 23.06.2021 года, а 26.02.2021 года ФИО1 зарегистрирован в республике Армения по адресу: <адрес>; а также другими материалами дела.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.

Определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года (пункт 3 статьи 15).

В соответствии с пунктом 3 «Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.

В соответствии со статьей 1 Конвенции о дорожном движении транспортное средство считается находящимся в «международном движении» по территории какого-либо государства, если оно принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.

Исходя из содержания статей 35, 36 Конвенции о дорожном движении, зарегистрированные на территории государств транспортные средства должны иметь регистрационные знаки этих государств, а водитель этого транспортного средства должен иметь свидетельство о регистрации, выданное в подтверждение факта регистрации компетентным органом данного государства.

Следовательно, водитель транспортного средства вправе участвовать в международном движении лишь в случае, если его транспортное средство имеет номерные знаки государства, гражданином которого он является.

Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок. Такие требования не распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. При этом гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц Евразийского экономического союза, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.

Приведенные нормы согласуются также пунктом 35 приложения № 3 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, согласно которому автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

В соответствии с пунктом 35 Условий и переходных положений (приложение N 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве - члене Евразийского экономического союза за гражданином России, имеющим постоянное место жительства в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок. Такие требования не распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. При этом гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран - членов Евразийского экономического союза, не может считаться участником международного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.

ФИО1, будучи гражданином России, управляя транспортным средством, зарегистрированным в республике Армения, стране - члене Евразийского экономического союза, не может считаться участником международного движения, поскольку не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт – в республике Армения.

Наличие регистрации ФИО1 на территории республики Армения с 26.02.2021 года не свидетельствует о том, что он постоянно проживает в данном государстве.

При этом, при рассмотрении жалобы в Левобережном районном суде г. Липецка ФИО1 указывал, что с лета 2021 года находится на территории Российской Федерации, в г. Липецке, проживает по адресу: <адрес>; его семья - жена с двумя несовершеннолетними детьми постоянно проживают в Российской Федерации по данному адресу.

В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства считается постановка данного гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Адрес регистрации в <адрес> был заявлен ФИО1 с 20.03.2020 года как официальный адрес его регистрации по месту жительства в Российской Федерации и нахождения его в данном месте жительства.

Из содержания и буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что при участии транспортного средства с иностранными номерами в дорожном движении на территории Российской Федерации такие номера считаются легальными, если транспортное средство находится в международном движении, а именно, принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года, то есть принадлежит иностранному гражданину, который не имеет постоянного места жительства в Российской Федерации, при этом граждане Российской Федерации и лица с двойным гражданством, которые проживают на территории Российской Федерации, обязаны регистрировать транспортные средства в органах ГИБДД Российской Федерации и получать российские автомобильные номера.

Из представленной по запросу суда выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах, указанное жилое помещение, а также квартира по адресу: <адрес>, принадлежат на праве общей совместной собственности ФИО1 с 27.09.2019 года и 26.09.2019 года соответственно. Также заявителю с 30.11.2020 года принадлежит и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО2<адрес>, <адрес>.

Нахожу верными выводы судьи о том, что регистрация ФИО1 на территории республики Армения за три месяца до совершения вменяемого ему в вину административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, с учетом имевшейся по состоянию на 28 мая 2021 года постоянной регистрации и проживания на территории Российской Федерации, устойчивых семейных связей и наличия недвижимого имущества также на территории России опровергает его позицию о факте постоянного проживания на территории Республики Армения.

Доводы о том, что транспортное средство приобретено для личного пользования, поставлено на регистрационный учет в Республике Армения, собственником которого является заявитель, постоянно проживающий на территории Республики Армения, не могло иметь статуса временного ввоза; транспортные средства, приобретенные для личного пользования, зарегистрированные на территории государств - членов ЕАЭС, перемещаемые любым способом, не подлежат таможенному декларированию в письменной форме, и не подлежит регистрации, несостоятельны ввиду ошибочного толкования вышеуказанных норм международного и национального права.

В соответствии с действующим законодательством владелец транспортного средства обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России (пункт 1 части 3 статьи 8 Закона N 283-ФЗ).

Конкретизацией данного законоположения является пункт 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764, согласно которому государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.

Также данные требования не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в "международном движении", если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года (статья 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08 ноября 1968 года).

С учетом вышеназванных норм права, в частности, договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и приложения №3 к нему, срок использования автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 данного приложения, зарегистрированных на территории Республики Армения, не ограничен на территориях других государств-членов Евразийского экономического союза, но их отчуждение, передача в пользование, распоряжение иным лицам, не являющимся гражданами Республики Армения (постоянно проживающим на территории Российской Федерации), возможны только при условии их таможенного декларирования и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов.

Факт принадлежности ФИО1 к гражданству Российской Федерации и отсутствие достаточных и допустимых доказательств его постоянного проживания в Республике Армения, доводы ФИО1 об участии его транспортного средства в международном движении по территории Российской Федерации несостоятельны. При этом материалами дела не подтверждается то, что указанное транспортное средство было ввезено ФИО1 на срок не более одного года.

Доводы жалобы не свидетельствует об ошибочности выводов суда, учитывая установленные по делу обстоятельства.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих инстанций, они не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Липецку от 28 мая 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 24 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья О.М. Киселева

6