ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-553/2016 от 14.07.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-553/2016

Судья Филимонова И.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

14 июля 2016 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Шоршельского сельского поселения Мариинско-Посадского района Алексеева В.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель от 22 апреля 2016 года и решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в отношении главы Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Алексеева В.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель от 22 апреля 2016 года должностное лицо - глава Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Алексеев В.Н. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением должностного лица Алексеев В.Н. обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 мая 2016 года постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Алексеев В.Н. просит постановление должностного лица от 22 апреля 2016 года и решение судьи от 30 мая 2016 года отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, указывая на то, что публичной кадастровой картой категория земельного участка не определена и в ней отсутствуют данные о виде разрешенного использования, размещенный на асфальтированной площадке керамический бой не является мусором или отходом, не загрязняет окружающую среду и завезен в качестве строительного материала для ремонта дорог сельского поселения и целей сельскохозяйственного назначения – для оборудования пирсов к водоемам, подъездных путей для мобильных оросительных систем, усиления оврагов от эрозии.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав Алексеева В.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Воробьева С.Н., возражавшего против доводов жалобы, заключение помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Калачян К.Ю. об оставлении жалобы без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.

Объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого Алексеев В.Н. привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, как следует из указанного выше постановления, является использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: землисельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами (пункт 2 статьи 7 и статья 42 Земельного кодекса РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В силу положений статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из материалов дела следует, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по публикации в информационном агентстве Regnum от 25.02.2016 «Один большой туалет в Чуваши: кто устроил свалку» проведена проверка, в ходе которой установлено, что на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного на территории Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, размещены отходы производства и потребления - бой керамики (обломки раковин, унитазов, сливных бачков), что не соответствует разрешенному виду использования и свидетельствует об использовании этого земельного участка не по целевому назначению.

Согласно федеральному классификатору каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года №445 бой керамики относится к 5 классу опасности для окружающей среды.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, образован путем выдела из земельного участка и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Факт совершения указанного административного правонарушения, и виновность главы поселения Алексеева В.Н. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в том числе:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 4 апреля 2016 года;

- договором от 11 февраля 2016 года №65, заключенным между администрацией Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района в лице главы поселения Алексеевым В.Н. и ООО, с приложениями №2 и №3;

- актом осмотра от 9 марта 2016 года и приложенной к нему фототаблицей, из которых усматривается, что должностным лицом Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области по поручению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора проведен осмотр части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . По результатам осмотра выявлено складирование администрацией Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района боя керамики на асфальтированной площадке, на площади 0,06 га вышеуказанного земельного участка, предназначенного согласно сводной схеме Генерального плана Поселения под хмельники. Ранее данная асфальтированная площадка входила в состав хмелеводческого комплекса по первичной обработке и сушке хмеля колхоза А.Г. Николаева;

- кадастровой выпиской о земельном участке, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером , относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, кадастровой стоимостью <данные изъяты>. Указанный земельный участок является обособленным земельным участком, входящим в состав единого земелепользования с кадастровым номером , государственная собственность на который не разграничена;

- -письменными объяснениями главы поселения Алексеева В.Н. о размещении боя керамики на земельном участке с кадастровым номером для последующего ремонта дорог, оборудования пирсов к водоемам, подъездных путей для оросительных систем, усиления оврагов от эрозии почвы.

Судом сделаны правильные выводы о наличии в действиях Алексеева В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

При вынесении постановления должностным лицом и рассмотрения жалобы судьей на основании статей 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статей 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

То обстоятельство, что в публичной кадастровой карте категория земельного участка не определена и в ней отсутствуют данные о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером , не свидетельствует об отсутствии в действиях Алексеева В.Н. состава административного правонарушения, поскольку это не лишало его возможности установить целевое назначение земельного участка иными способами.

Доводы Алексеева В.Н. о том, что керамический бой является строительным материалом и был размещен на асфальтированной площадке с целью последующего использования для ремонта автодорог, в том числе для сельскохозяйственного назначения, не влекут освобождение от административной ответственности.

Бой керамики является отходами производства 5 класса опасности для окружающей среды.

Согласно представленным в настоящем судебном заседании муниципальному контракту от 25 июля 2016 года, заключенному между администрацией Шоршельского сельского поселения (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО (Подрядчик), и также техническому заданию на выполнение работ по указанном контракту, бой керамики является материалом Заказчика при выполнении Подрядчиком работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Шоршельского сельского поселения.

Так как земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов являются различными категориями земель, то в данном случае размещение отходов производства в качестве строительного материала для ремонта автодорог в границах населенного пункта не является разрешенным видом использования земель сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует об использовании Алексеевы А.Н. земельного участка не по целевому назначению.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену состоявшихся решений по делу, не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель от 22 апреля 2016 года и решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ, в отношении главы Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Алексеева В.Н. оставить без изменения, жалобу Алексеева В.Н. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В. Голубев