Судья Дмитриев С.Р. Дело № 21-558/2022 (12-1-50/ 2022)
УИД 64RS0010-01-2022-000676-14
РЕШЕНИЕ
11 июля 2022 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 26 мая 2022 года по жалобе ФИО1 на постановление начальника Правобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области старшего государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды ФИО2 №196 от 10 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением начальника Правобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области старшего государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды №196 от 10 марта 2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 26 мая 2022 года, вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ФИО1 просит решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, приводя доводы о его незаконности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности), нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (пункт 1 статьи 55 Федерального закона №7-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 Федерального закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года № 385-П «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области» ООПТ «Змеевы горы» является памятником природы регионального значения, на котором установлен режим особой охраны, а именно: запрещены все виды рубок, кроме рубок ухода и санитарно-оздоровительных, выпас скота, сенокошение, распашка территории, изменение гидрологического режима, рельефа территории, сбор редких растений, отвод земёль под строительство (за исключением строительства объектов рекреационного назначения), прокладка коммуникаций (за исключением прокладки коммуникаций для функционирования объектов рекреационного, назначения), организация свалок, несанкционированных палаточных стоянок, разжигание костров в неотведенных местах, иные виды хозяйственной деятельности и природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Как усматривается из материалов дела, 27 июля 2021 года в 11 часов 55 минут в ходе обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Змеевы горы» (далее – ООПТ), на территории Вольского района специалистами министерства выявлен факт нарушения установленного режима ООПТ, а именно: на земельном участке с кадастровым номером 64:42:020109:66, входящем в территорию северной части ООПТ «Змеевы горы», площадью 900,41 квадратных метров, в нарушение установленного режима охраны осуществлена прокладка коммуникаций, возведены объекты капитального строительства не рекреационного назначения.
Согласно сведениям информационного ресурса Росреестра «Публичная кадастровая карта», Единого Государственного реестра недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области» земельный участок в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 64:42:020109:66 расположен на разграниченной территории в поселке Рыбный, города Вольска Саратовской области. Указанный земельный участок имеет почтовый адрес: <...>, с 30 октября 2018 года находятся в собственности ФИО1 (свидетельство о собственности №66-64/007/2018-2 от 30 октября 2018 года).
Как следует из ответа заместителя директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области» от 13 апреля 2022 года в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года №385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области» 6 февраля 2012 года в ЕГРН были внесены сведения об особо охраняемой природной территории «Памятник природы – Змеевы горы».
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 64:42:020109:66 полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории «Памятник природы – Змеевы горы».
При указанных обстоятельствах следует, что заявитель нарушил установленный режим охраны в границе особо охраняемой природной территории регионального значения «Змеевы горы», поскольку на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, входящем в территорию северной части ООПТ «Змеевы горы», в 2019 году возвел объекты строительства нерекреационного назначения и провел земляные работы по прокладке коммуникаций.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФИО1 в соответствии с установленными обстоятельствами правильно квалифицировано по статье 8.39 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении №3П/03 от 1 марта 2022 года, актом обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Змеевы горы» от 27 июля 2021 года, фотоматериалом, паспортом особо охраняемой природной территории регионального значения «Змеевы горы», объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции 8.39 КоАП РФ, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы сведения, предоставленные из ЕГРН филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области», не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
При этом наличие у ФИО1 разрешение на строительство объектов капитального строительства не свидетельствует об отсутствии в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в ЕГРП не зарегистрированы какие-либо ограничения прав и особых условий использования земельного участка, не могут являться основанием для отмены постановленного судебного акта, поскольку нахождение спорного участка в границах особо охраняемой природной территории подтверждается письменными материалами дела, в том числе постановлением Правительства Саратовской области «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области» от 1 ноября 2007 года № 385-П; паспортом особо охраняемой природной территории регионального значения «Змеевы горы».
При этом отсутствие государственной регистрации ограничений прав на землю не может являться основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что выводы суда основаны на недопустимых доказательствах, в том числе на экспертном заключении, имеющемся в материалах дела, не состоятельны.
Согласно запросу судьи Вольского районного суда Саратовской области от 24 мая 2022 года в материалы дела приобщена копия экспертного заключения от 11 июня 2021 года №468/6-1, находящегося в материалах уголовного дела, возбужденного по факту хищения в особо крупных размерах земельных участков, расположенных на особо охраняемой природной территории регионального значения в Саратовской области, в том числе в городе Вольске Саратовской области на улице Рыбнинской, 81 и 75, в период времени с осени 2009 года по 15 августа 2011 года. Указанным заключением эксперта установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:42:020109:66, расположенный по адресу: <...>, находится в границах особо охраняемой природной территории: памятника природы «Змеевы горы».
В ходе судебного разбирательства судом был исследован данный документ, замечаний о его недопустимости и недостоверности, а также ходатайств о назначении судебных экспертиз от сторон не поступало.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении составлен не в день совершения административного правонарушения не влечет отмену принятого по делу судебного акта, нарушение установленного статьей 28.5 КАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что представленный в материалы дела акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 27 июля 2021 года не может являться допустимым доказательством, поскольку собственник не присутствовал и не подписывал акт обследования, по мнению суда апелляционной инстанции, о недопустимости данного доказательства не свидетельствуют, принимая во внимание оценку всех доказательств по делу в совокупности.
Довод жалобы о пропуске должностным лицом срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности несостоятелен, поскольку данное правонарушение является длящимся, годичный срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 27 июля 2021 года. На день вынесения постановления 10 марта 2022 года срок давности не истек.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что ими допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.
С учетом вышеизложенного оснований к отмене или изменению обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 мая 2022 года по жалобе ФИО1 на постановление начальника Правобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области старшего государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды ФИО2 №196 от 10 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Т.Е. Шмидт