ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-560/2021ПО от 10.01.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Бадмаева Е.В.

УИД: 04RS0011-01-2021-001879-67

дело №21-560/2021 пост.12.11.2021 г.

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы-руководителя администрации МО ГП «Селенгинское» Бурьян В.Н. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении юридического лица – администрации МО ГП «Селенгинское»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Барской З.В. от 15 июля 2021 года администрации МО ГП «Селенгинское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере200 000 рублей.

Решением Кабанскогорайонного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2021 года постановление административного органа оставлена без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, администрация принесла жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что администрация является ненадлежащим субъектом для привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании вышестоящего суда, представитель администрации МО ГП «Селенгинское» по доверенности Толчиначина Г.С. доводы жалобы поддержала, просила постановление и решение районного суда отменить по доводам указанным в жалобе и в дополнении к жалобе.

ПредставителиЗабайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользованияпо доверенностям Чимитдоржиева В.Ж., Дарижапова П.П. с доводами жалобы не согласились, полагали, что оснований для отмены постановления и решения суда не имеется.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, вышестоящий суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно п.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (подп. 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подп. 2).

В силу ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 19.05.2021 г. в рамках планового (рейдового) осмотра территории земельного участка с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м., отведенного под размещение свалки бытовых и промышленных отходов выявлены нарушения ведения муниципального контроля и организации свалок твердых бытовых отходов.

Согласно территориальной схеме в области обращения с отходами, предусмотрен переходный вариант схемы потоков отходов, в частности, по Кабанскому району предусматривающий в том числе использование санкционированной свалки в п. Селенгинск, земельный участок с кадастровым номером ... для временного размещения до 2023 г.

Согласно информации Минприроды РБ от 21.05.2021 г. объект размещения ТКО п. Селенгинск планируется использовать до 2023 г., после чего он подлежит рекультивации, администрации МО «Кабанский район» предусмотрена субсидия на содержание объектов размещения ТКО на 2021 г.

Из ответа администрации МО «Кабанский район» на запрос о предоставлении действующих договоров аренды земельного участка с кадастровым номером ... следует, что распоряжение указанным земельным участком осуществляется органом МСУ – МО ГП «Селенгинское» в соответствии со ст.3.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О ведении в действие Земельного кодекса РФ».В соответствии с указанным требованием закона, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.Согласно выписке из ЕГРН, сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером ... отсутствуют.

Из представленных МО ГП «Селенгиснкое» документов следует, что ранее заключенный договор аренды вышеуказанного земельного участка с ООО «БХК-Восток» расторгнут 17.04.2021 г. Новых договорных отношений с региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» либо с его подрядчиками не имеется.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации МО ГП «Селенгиснкое» к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу на постановление должностного лица, судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в деянии администрации состава вмененного административного правонарушения.

Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.

В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Деяние администрации МО ГП «Селенгинское» правильно квалифицировано по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы жалобы о том, что администрация МО ГП «Селенгинское» является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, были предметом рассмотрения районного суда, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в решении, не согласиться с которой оснований не имеется.

Так, согласно выписке из ЕГРН, сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером ... отсутствуют. В соответствии с требованиями ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения. Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 03:09:770101:220 расположен в границах МО ГП «Селенгинское» и граничит с землями лесного фонда.

Соглашением №2 от 20.06.2018 г. определено, что все потоки ТКО с территории Кабанского района и Приба кальского района, размещать на земельном участке с кадастровым номером .... По результатам проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, был заключен договор аренды с ООО «БХК Восток» сроком на три года. Однако,в виду невозможности организации на указанном земельном участке объекта размещения отходов, из указанного земельного участка был выделен земельный участок с кадастровым номером .... Соответственно, земельный участок с кадастровым номером ... образован из земельного участка, собственность которого не разграничена. Согласно выписке данные о правообладателе отсутствуют, что свидетельствует о том, что полномочия правообладателя осуществляет администрация МО ГП «Селенгинское».

Таким образом, администрация МО ГП «Селенгинское» распоряжалась вышеуказанными земельными участками, заключала договоры на пользование земельными участками, получала арендную плату и т.п.

Соответственно, поскольку администрация поселения распоряжалась земельными участками и при отсутствии действующего договора на право пользования земельным участком, обязанности по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, в соответствии со ст.42 ЗК РФ возлагается на орган местного самоуправления – администрацию МО ГП «Селенгинское» обоснованно.

Поскольку на спорном земельном участке требования законодательных норм в области природопользования администрацией не выполнялись, административный орган и районный суд пришли к выводу о том, что совершенное администрацией деяние образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.

По рассматриваемому делу администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено администрации МО ГП «Селенгинское» с учетом санкции ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,

РЕШИЛ:

Решение Кабанскогорайонного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья М.В. Ихисеева