Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 14 октября 2021 года
Судья Костромского областного суда Шагабутдинов А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Негабарит 76» - генерального директора ФИО1 на постановление заместителя начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Костромской области от 29 июня 2021 года № 18810144210660000012, решение судьи Димитровского районного суда города Костромы от 10 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Негабарит 76» по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, заслушав защитника ООО «Негабарит 76» Крылова Д.А., выступающего на основании доверенности, судья Костромского областного суда
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Костромской области от 29 июня 2021 года № 18810144210660000012 ООО «Негабарит 76» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда и жалобами граждан ФИО2 и ФИО3» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Димитровского районного суда города Костромы от 10 сентября 2021 года названное постановление изменено, на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей.
В жалобе генеральный директор ООО «Негабарит 76» ФИО1 просит об отмене вынесенных в отношении ООО «Негабарит 76» постановления должностного лица административного органа и решения судьи, считая их незаконными.
Законный представитель ООО «Негабарит 76» извещен о месте и времени рассмотрения дела, что подтвердил защитник Крылов Д.А., в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, оснований для признания обязательным его присутствие нет. Защитник Крылов Д.А. заявил о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя ООО «Негабарит 76» и представителей административного органа, с чем суд согласен.
Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив материалы судебного рассмотрения, доводы жалобы, нахожу необходимым принятие следующего решения.
В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Негабарит 76» к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО «Негабарит 76» к административной ответственности послужили изложенные в постановлении о назначении административного наказания от 29 июня 2021 года № 18810144210660000012 выводы о том, что 11 мая 2021 года в 20 часов 18 минут 59 секунд на участке автомобильной дороги Магистральная улица, километр 0+380 в городе Костроме водитель грузового автотранспортного средства марки ДАФ FTT XF, государственный регистрационный номер №, собственником (владельцем) которого является ООО «Негабарит 76», двигался с превышением допустимых габаритов по высоте на 0,624 м. (4,624 м. с учетом погрешности при измерении при допустимой высоте 4,0 м.) без специального разрешения.
С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Габариты транспортного средства зафиксированы работающей в автоматическом режиме системой весового и габаритного контроля, имеющей функции фотосъемки и видеозаписи, не оспариваются в жалобе и не вызывают сомнений.
Доводам жалобы о том, что государственный регистрационный знак транспортного средства не был определен, судом дана правильная оценка, с которой нельзя не согласиться, поскольку материалы дела содержат достаточные доказательства того, что административное правонарушение совершено с использованием транспортного средства марки ДАФ FTT XF, государственный регистрационный номер №, собственником (владельцем) которого является ООО «Негабарит 76».
В заседании Костромского областного суда защитник подтвердил это, в том числе исходя из индивидуальных особенностей транспортного средства и груза.
Вместе с тем суд, признавая правильность привлечения ООО «Негабарит 76» к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов без специального разрешения, неосновательно отверг представленные доказательства о наличии у ООО «Негабарит 76» специального разрешения.
Согласно специальному разрешению от 25 января 2021 года № 1129654 (л.д. №) ООО «Негабарит 76» в период с 9 марта 2021 года по 8 июня 2021 года по маршруту Костромская область, поселок Якшанга - Ленинградская область, морской грузовой порт Усть-Луга, включающему Магистральную улицу в городе Костроме, вправе осуществить на транспортном средстве марки ДАФ FTT XF, государственный регистрационный номер №, перевозку крана звеньевого самоходного, с разрешенным габаритом по высоте 4,49 м.
Признавая, что данное разрешение не относится к обстоятельствам совершения административного правонарушения по настоящему делу, судья в решении сослался на то, что этим разрешением предусмотрена возможность движения транспортного средства по городу Костроме в период с 00.00 часов до 06.00 часов, в то же время перевозка груза осуществлена в 20 часов 18 минут 59 секунд.
С этим выводом судья Костромского областного суда не согласен по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что перевозка груза осуществлена в сроки, по маршруту, транспортным средством, указанными в специальном разрешении от 25 января 2021 года № 1129654, выданным ООО «Негабарит 76».
График движения транспортного средства по городу Костроме, наряду с порядком проезда путепроводов, мостов, разрешенной скорости движения транспортного средства на протяжении всего маршрута, указан в разделе «Особые условия движения» специального разрешения от 25 января 2021 года № 1129654.
Пунктом 25 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2020 года № 343 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» водителю тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства запрещается нарушать особые условия движения, указанные в специальном разрешении.
Ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена частью 7 настоящей статьи.
Поскольку перевозка груза проводилась при наличии специального разрешения, превышение допустимого габарита по высоте, указанного в специальном разрешении, составило 13 сантиметров, деяние ООО «Негабарит 76» подлежит квалификации по части 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов в виде наложения административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Костромской области от 29 июня 2021 года № 18810144210660000012, решение судьи Димитровского районного суда города Костромы от 10 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Негабарит 76» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению, его деяние переквалификации на часть 4 этой статьи.
Переквалификация совершенного ООО «Негабарит 76» деяния согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Разрешая вопрос об административном наказании, судья Костромского областного суда отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания судья Костромского областного суда полагает возможным применение по настоящему делу положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда и жалобами граждан ФИО2 и ФИО3» и принимает во внимание признание судьей районного суда необходимость применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В решении судьи Димитровского районного суда города Костромы от 10 сентября 2021 года указано, что закрытие государственного регистрационного знака на автомашине сделано водителем, управляющим указанным транспортным средством, умышленно, чтобы избежать в последующем административной ответственности. Данное суждение из решения судьи подлежит исключению, поскольку причина не читаемости государственного регистрационного знака не имеет правового значения по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Костромского областного суда
р е ш и л:
постановление заместителя начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Костромской области от 29 июня 2021 года № 18810144210660000012, решение судьи Димитровского районного суда города Костромы от 10 сентября 2021 года, изменить, деяние ООО «Негабарит 76» переквалифицировать с части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Исключить из этого решения судьи суждение, что закрытие государственного регистрационного знака на автомашине сделано водителем, управляющим указанным транспортным средством, умышленно, чтобы избежать в последующем административной ответственности.
В остальном эти постановление и решение оставить без изменения.
Судья ______________________________