Судья: Долгов Д.С. Дело № 21-562/2013РЕШЕНИЕ19 сентября 2013 года город Саратов Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И.,
при секретаре Голубеве И.А.,
рассмотрев жалобу управляющего базой ГСМ ИП ФИО5 Семенова А.А. (далее - Семенов А.А.) на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 20 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении
Семенова А.А.,
установил:
постановлением государственного инспектора по Саратовской области Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора от 20.06.2013 года Семенов А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 20.08.2013 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба
ФИО1 - без удовлетворения.
ФИО1 обратился в областной суд с жалобой на указанное решение судьи и постановление должностного лица, просит их отменить. Считает, что
объект-склад ГСМ, в силу изменений, внесенных Федеральным законом № 22-ФЗ от 04.03.2013 года, не относится к категории опасных производственных объектов. В силу указанного Закона к опасным производственным объектам относятся лишь объекты, на которых хранится более 1000 тонн ГСМ, у него же на складе может храниться лишь 665,25 тонн. Указывает на то, что он обратился в Нижнее-Волжское управление Ростехнадзора с заявлением об исключении данного объекта из реестра опасных производственных объектов, но на данный момент его заявление не рассмотрено. Кроме того, полагает, что он не может быть субъектом данного правонарушения, так как не является ответственным за нарушение требований промышленной безопасности на складе ГСМ. Считает, что ответственность должен нести непосредственно ИП ФИО5 Находит необоснованным назначение наказания выше низшего предела. Не согласен с данной судом оценкой представленным доказательства.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
В силу ст. 10 Федерального закона от 04.03.2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года.
В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасный производственный объект, не проведена его перерегистрация в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности, плановые проверки такого юридического лица или такого индивидуального предпринимателя в отношении указанного опасного производственного объекта проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года.
В случае, если владельцем опасного производственного объекта, в отношении которого Правительством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона установлен режим постоянного государственного надзора, не проведена перерегистрация в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности, режим постоянного государственного надзора в отношении данного опасного производственного объекта сохраняется до даты его перерегистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
До дня вступления в силу соответствующих федеральных норм и правил в области промышленной безопасности положения п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении требований промышленной безопасности, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными ст. 49 Федерального закона от 19.07.2011 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».
Как следует из материалов дела, государственным инспектором по Саратовской области Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора на основании распоряжения от 06.05.2013 года № 514-р проведена проверка в отношении
ИП ФИО5, эксплуатирующего площадку склада по хранению и перевалке нефтепродуктов.
В результате проверки было установлено, что управляющий базой ГСМ ФИО1, являясь должностным лицом, при обеспечении деятельности опасного производственного объекта - склада ГСМ, допустил нарушения
ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ, пп. 3.2, 3.3, 4.7.2, 6.3.6, 2.13, 5.3.3, 11.1, 11.9, 11.8 Общих правил взрывобезопасности для взрывоопасных химических-нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.5.2003 года № 29, выразившиеся в следующем: не регламентирован порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ, отсутствует перечень эксплуатационной, ремонтной и другой технологической документации, устанавливающей требования обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта; отсутствует инструкция о порядке контроля за степенью коррозийного износа оборудования и трубопроводов с использованием неразрушающих методов и способов, периодичности и мест проведения контрольных замеров, не обеспечена герметичность системы - на фланцевых соединениях резервуаров имеются следы пропуска продуктов; отсутствует порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования с учетом конкретных условий; не разработана инструкция по организации работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах; не разработана инструкция по проведению газоопасных работ на взрывоопасном производственном объекте; не регламентирован порядок подготовки емкостей к заполнению и проведение работ по переключению трубопроводов, арматуры.
07.06.2013 года должностным лицом был составлен акт проверки и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, с которыми ФИО1 был ознакомлен в тот же день (л.д. 41-44).
10.06.2013 года должностным лицом данному факту составлен протокол
№ 26/74/2013 об административном правонарушении, который ФИО1 подписал, указав при этом «все вышеуказанные документы будут предоставлены до 25.06.2013 года». Иных замечаний от ФИО1 не поступило (л.д. 23-24).
Постановлением от 20.06.2013 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Вина лица в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся доказательств: приказом о приеме ФИО1 на работу управляющим базой ГСМ от 01.07.2011 года (л.д. 10); инструкцией заведующего складом нефтепродуктов, с которой ФИО1 был ознакомлен (л.д. 11-12); приказом ИП ФИО5 № 4 от 28.09.2011 года о назначении ФИО1 ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО (л.д. 15); инструкцией ответственного за организацию и осуществление производственного контроля, в которой указаны только обязанности ответственного за осуществление производственного контроля, которым является ФИО1 (л.д. 13-14); актом проверки; предписанием и протоколом об административном правонарушении.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
На основании изложенного считаю, что суд первой инстанции правильно оценив все представленные доказательства, сделал правомерный вывод о том, что ФИО1, являясь должностным лицом, допустил нарушения требований промышленной безопасности, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а также законности постановления должностного лица от 20.06.2013 года.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Кроме того, ФИО1 не представлено бесспорных доказательств того, что эксплуатируемая им площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов в данный момент не является опасным производственным объектом.
Нельзя признать обоснованными доводы жалобы, содержащие несогласие с оценкой, данной судом обстоятельствам дела, поскольку такое несогласие не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения районного суда по делу об административном правонарушении.
В силу положений ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, равно как и постановления должностного лица, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 20 августа 2013 года и постановление государственного инспектора по Саратовской области Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора от 20 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении управляющего базой ГСМ ИП ФИО5 ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Ю.И. Бартенев