ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-562/2021 от 20.12.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-562/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Х.Н.Н. на решение судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 22 октября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора по Тюменской области по использованию и охране земель от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по Тюменской области по использованию и охране земель Ч.В,Е. от 12 ноября 2019 года № 403 Х.Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением Х.Н.Н. обжаловала его в суд. В жалобе и дополнениях к ней просила об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу. Указывала, что земельные участки помимо разрешенного имеют целевое использование, зависящее от категории земли, и согласно приказу Минэкономразвития от 09 августа 2018 года для лиц, ведущих садоводство и огородничество для личных нужд - это сельскохозяйственное использование (код в классификаторе 1.0); в связи с этим целевым использованием разрешены виды использования дачного земельного участка по кодам классификатора 1.1-1.20, к которым относятся, в том числе, скотоводство, свиноводство, птицеводство, животноводство. Выражала несогласие с тем, что должностное лицо в постановлении указывает только на использование земельного участка не по разрешенному использованию (садоводство и огородничество), полностью исключая целевое использование с кодом 1.0. Обращала внимание суда, что она ведет личное подсобное хозяйство на своем приусадебном участке с 2011 года, о чем имеется запись в похозяйственной книге. Отмечала, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору. Указывала, что земельный участок используется по основному целевому назначению – для ведения сельского хозяйства для личных нужд (категория земли – земли сельскохозяйственного назначения), дополнительное разрешенное использование - для садоводства (построен жилой дом, баня, теплицы, стайки для содержания животных и птиц, плодовые деревья грядки) и огородничества (имеются грядки, теплицы, плодовые деревья), при этом вред земельному участку как природному объекту не наносится; земельный участок используется, обрабатывается; истощение почв, зарастание сорняками, внесение пестицидов – отсутствует. Ссылаясь на статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации, указывала, что в данной статье не содержится запрета на содержание и разведение домашних животных и домашних птиц для личных нужд с соблюдением санитарных, ветеринарных и градостроительных норм в законном строении - находящейся на ее участке стайке, на землях категории сельхозназначения, в границах Тюневского сельского поселения, в зоне сельскохозяйственного использования. Кроме того, считала, что для использования земельного участка земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования садоводство и огородничество для содержания животных и домашних птиц достаточно использовать участок по его целевому назначению, зависящему от категории земли согласно пункту 1 статьи 7, статье 77, статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, и никакого изменения на другую категорию в документах не требуется, категория земли сельскохозяйственного назначения надлежащим образом оформлена и прописана в свидетельстве о праве собственности.

Решением судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 22 октября 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Х.Н.Н. оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласна Х.Н.Н. В жалобе в вышестоящий суд (с учетом дополнений), приводя доводы, аналогичные заявленным в районный суд, просит его отменить. Указывает, что согласно Правилам землепользования и застройки Тюневского сельского поселения ее земельный участок расположен в зоне садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (СХЗ-4), который предусматривает возможность строительства всех видов хозяйственных построек, в том числе, для содержания животных и птиц, что следует из определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 декабря 2020 года. Считает, что судья при новом рассмотрении не учел выводы, изложенные в постановлении Верховного Суда Российской Федерации, не принял во внимание то обстоятельство, что на ее земельном участке градостроительным регламентом и разрешенным видом использования предусмотрено строительство хозяйственных построек. Считает, что дело рассмотрено неуполномоченным судьей, поскольку он не принимал ранее участие в рассмотрении дела.

В возражениях на жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области просит оставить решение судьи без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в полном объеме материалы дела по жалобе Х.Н.Н., изучив доводы жалобы, возражений, заслушав в судебном заседании объяснения Х.Н.Н., настаивавшей на доводах жалобы и дополнений к ней, объяснения представителя Управления Росреестра по Тюменской области К.Е.О., возражавшей против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица административного органа.

Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 72:12:1518001:5, расположенный по адресу: <.......>, имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства и огородничества, площадь – 2000 +/-31,3 кв.м, правообладателем является Х.Н.Н. (до заключения брака – П.Н.Н.).

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (действовавшему на момент выявления нарушения), ведение садоводства предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей (код 13.2); ведение огородничества предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур (код 13.1).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на основании распоряжения от 23 сентября 2019 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства, требований по использованию и охране земель в отношении Х.Н.Н.

В результате проверки выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером <.......> расположенном по адресу <.......>, на момент обследования имеются: жилой дом, хозяйственно-бытовые постройки - баня, теплицы, нежилые строения, внутри которых находятся сельскохозяйственные животные (корова, теленок свиньи), домашние птицы (куры, индюки).

По результатам проверки 21 октября 2019 года составлен акт № 16-2194-р, в котором отражено, что земельный участок на момент проведения проверки используется Х.Н.Н. не по целевому назначению, что является нарушением требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные нарушения послужили основанием для составления 31 октября 2019 года в отношении Х.Н.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к административной ответственности, установленной данной нормой.

Материалы дела свидетельствуют, что дело об административном правонарушении и жалоба на постановление рассмотрены с соблюдением положений статьи 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Должностное лицо административного органа, выяснив фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Х.Н.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допустимость и достоверность доказательств, на основании которых вынесено постановление должностного лица, были проверены судьей районного суда при рассмотрении жалобы на данное постановление и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Позиция Х.Н.Н., что она использует земельный участок в соответствии с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» не может быть принята во внимание, поскольку объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ образует использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).

Федеральный законодатель раскрывает в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе Российской Федерации (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и др.), и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 42-П).

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в градостроительном регламенте в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков (часть 6 статьи 30), среди которых могут быть основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37).

Согласно Правилам землепользования и застройки Тюневского сельского поселения, утвержденным решением Думы Нижнетавдинского муниципального района от 27 апреля 2009 года № 152, градостроительным регламентом территориальной зоны СХЗ 4 (зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан) предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0); ведение садоводства (код 13.2); ведение огородничества (код 13.1); вспомогательные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не предусмотрены; условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: коммунальное обслуживание (код 3.1); магазины (код 4.4).

В данном случае Х.Н.Н. использует участок не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием – для разведения сельскохозяйственных животных и птиц, при этом такой вид разрешенного использования не предусмотрен Правилами землепользования и застройки Тюневского сельского поселения для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок Х.Н.Н., также сведения о таком виде разрешенного использования не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Ссылка Х.Н.Н. на СП 53.13330.2011 «Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 30-02-97), согласно которым на садовом, дачном участке допускается возведение хозяйственных построек для содержания мелкого скота птицы, не состоятельна, так как указанный нормативный акт регулирует вопросы проектирования и застройки территорий садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан и не регламентирует вопросы целевого использования земельных участков. При этом право Х.Н.Н. на такие постройки в случае, если разрешенный вид использования земельного участка будет указывать на возможность их возведения, не оспаривается.

В целом доводы жалобы Х.Н.Н. по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется.

Постановление о привлечении Х.Н.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует целям административного наказания, указанным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно предупреждению совершения новых правонарушений.

Процессуальных нарушений, не позволивших суду полно, всесторонне и объективно проверить законность принятого должностным лицом постановления, не установлено.

Доводы жалобы о рассмотрении ее жалобы неуполномоченным судьей не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующих процессуальных норм.

Жалоба Х.Н.Н. на постановление главного государственного инспектора по Тюменской области по использованию и охране земель Ч.В,Е. обоснованно, в соответствии с требованиями статьи 30.1 КоАП РФ рассмотрена судьей Нижнетавдинского районного суда Тюменской области.

При таких обстоятельствах решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения постановление о привлечении Х.Н.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для отмены состоявшихся решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 22 октября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора по Тюменской области по использованию и охране земель от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х.Н.Н. оставить без изменения, жалобу Х.Н.Н. - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина