Дело № 21-562/2021
Судья: Толстова Л.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
28 декабря 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника Лазаревой Ф.Ю., действующей в интересах ФИО2, на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2,
установил:
постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики от 26 августа 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2 прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 14 октября 2021 года постановление должностного лица отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Министерство финансов Чувашской Республики.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Лазарева Ф.Ю., действующая в интересах ФИО2, просит решение судьи районного суда отменить, постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики от 26 августа 2021 года оставить без изменения. В обоснование жалобы указывает, что КоАП РФ не содержит запрета на применение положений ст. 2.9 КоАП РФ; постановление должностного лица соответствует нормам действующего законодательства, вынесено с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения. При рассмотрении дела установлено, что до истечения срока исполнения соглашения был организован аукцион, по которому принято решение о заключении муниципального контракта, семье ФИО1 предоставлено жилое помещение.
В судебное заседание ФИО2, прокурор Аликовского района, заместитель министра финансов Чувашской Республики, а также ФИО1, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы не явились.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Лазаревой Ф.Ю., прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В силу ст. 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов РФ относится, в т.ч. установление порядка и условий представления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 140 БК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Кабинета министром Чувашской Республики № 568 от 28 декабря 2016 года утверждены правила предоставления субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в п.п. 3, 6 ст. 11 Закона Чувашской республики «О регулировании жилищных правоотношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Правила регламентируют порядок представления средств в виде субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов в рамках подпрограммы «Государственная поддержка строительства жилья в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем» утв. постановлением кабинета Министром Чувашской Республики № 405 от 16 октября 2018 года.
Согласно п. 2.5 Правил предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов осуществляется на основании соглашений, заключаемых между Минстроем Чувашии и администрациями муниципальных районов и городских округов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики 13 июля 2021 года в ходе изучения отчета о результатах контрольного мероприятия, утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной платы Чувашской Республики № от 6 мая 2021 года, установлено, что между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией Аликовского района Чувашской Республики заключено соглашение № от 27 декабря 2019 года о представлении субвенции из бюджета субъекта РФ местному бюджету для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
В соответствии с соглашением бюджету района предусмотрено предоставление субвенции в сумме 6229,3 тыс. руб.
В соответствии с п. 3.1.2 соглашения администрация Аликовского района обязалась обеспечить достижение значения показателя результативности использования субвенции в 2020 году «Количество многодетных семей, имеющих 5 и более детей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма – 3 семьи» фактически в 2020 году обеспечено 2 семьи.
Администрацией Аликовского района субвенции предоставлены бюджетам сельских поселений Аликовского и Ильгышевского на основании заключенных 30 ноября 2020 года соглашений с администрациями сельских поселений.
Согласно отчету о результатах контрольного мероприятия установлено, что администрацией района при использовании средств республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение жилыми помещениями многодетных семей по состоянию на 1 января 2021 года условия соглашения не выполнены, количество многодетных семей, получивших жилые помещения составили 2 семьи (13 человек), кассовый расход составил - 4182,6 руб. (67,1% от доведенных бюджетных назначений), администрацией Ильгышевского сельского поселения жилое помещение для многодетной семьи приобретено по итогам третьего электронного аукциона, объявленного 18 декабря 2020 года, и признанного несостоявшимся в связи с подачей одной заявки. Муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для многодетных семей № заключен 11 января 2021 года, приобретенное помещение передано многодетной семье ФИО1 по договору социального найма 18 июня 2021 года.
14 июля 2021 года прокурором Аликовского района в отношении должностного лица главы администрации Аликовского района Чувашской Республик ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, выразившиеся в том, что до 31 декабря 2020 года значение показателя результативности использования субвенции в 2020 году «Количество многодетных семей, имеющих 5 и более детей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма – 3 семьи» не достигнуто (л.д. 9-10).
По результатам рассмотрения дела должностное лицо Министерства финансов Чувашской Республики сочло, что в действиях ФИО2 содержатся формальные признаки состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, однако, с учетом характера совершенного правонарушения, а также отсутствия угрозы охраняемым общественным отношениям, существенного вреда интересам граждан, общества и государства, пришло к выводу о наличии оснований для признания административного правонарушения малозначительным и в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободило ФИО2 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
При этом прекращая производство по делу, должностное лицо исходило из того, что ФИО2 в период действия соглашения предпринимались действия к надлежащему исполнению условий Соглашения, организована работа и проведены мероприятия в соответствии с условиями Соглашения, однако возникли обстоятельства, затрудняющие его исполнения в полном объеме до 31 декабря 2020 года. Согласно информации, представленной с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, объявлены электронные аукционы по приобретению жилого помещения для многодетных семей 21 октября 2020 года, 30 ноября 2020 года, 18 декабря 2020 года. Семье ФИО1 предлагали различные варианты с целью улучшения жилищных условий (уведомление от 17.08.2020, 15.09.2020). Муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для многодетных семей № заключен 11 января 2021 года на основании протокола рассмотрения единственной заявки на электронный аукцион от 28 декабря 2020 года, договор социального найма заключен с многодетной семьей ФИО1 18 июня 2021 года. С учетом изложенного должностным лицом сделан вывод, что показатель результативности использования субвенции в 2020 году «Количество многодетных семей, имеющих 5 и более детей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма – 3 семьи» достигнут, несмотря на формальное нарушение бюджетного законодательства, деяние не привело к неправомерному использованию бюджетных средств.
Судья районного суда, рассмотрев протест и.о. прокурора Аликовского района Чувашской Республики, пришел к выводу о наличии оснований для его удовлетворения и отмены постановления должностного лица, возвращения материалов дела на новое рассмотрение. При этом с учетом разъяснений, содержащихся в п. 21 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 года, ст. 306.1 БК РФ, ст. 2.9 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что неисполнение условий соглашения в приведенные сроки посягает на установленный законом порядок представления межбюджетных трансфертов, нарушает финансовые интересы государства и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением бюджетного законодательства; также суд указал, что должностным лицом не принято во внимание, что работа по определению поставщика на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года администрацией района организована с нарушением сроков, установленных п. 3.1.6 соглашения; представленные администрацией доказательства не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного деяния, а лишь могут быть учтены при назначении наказания, установив обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению соглашения от 27 декабря 2019 года, должностное лицо имело возможность учесть их при назначении наказания.
Выводы судьи районного суда достаточно мотивированы, оснований не согласиться с ними не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Если по результатам рассмотрения дела будет установлено, что формально действия (бездействие) лица содержат признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений, то судья вправе признать это административное правонарушение малозначительным.
В силу пункта 21 абзаца 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации года № 5 такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В постановлении о прекращении производства по такому делу должны быть отражены мотивы, по которым административное правонарушение признано малозначительным, с приведением исследованных в процессе рассмотрения дела доказательств, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Соответствующий правовой подход выражен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014 года.
В нарушение приведенных положений доказательствам должностным лицом оценка не дана, выводы, на основании которых административное правонарушение признано малозначительным, надлежащим образом не обоснованы.
Из пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Однако в постановлении должностного лица в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указаны обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении дела.
Должностное лицо ограничился указанием в постановлении на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, отражая в нем сведения, указанные в данном документе, при этом, самостоятельно не устанавливая обстоятельства дела.
Также должностным лицом указано, что, по мнению прокуратуры Аликовского района Чувашской Республики, главой администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2 до 31 декабря 2020 года значение показателя результативности использования субвенции в 2020 году «Количество многодетных семей, имеющих 5 и более детей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма – 3 семьи» не достигнуто.
Из постановления должностного лица усматривается, что событие правонарушения, вмененное в вину ФИО2, надлежащим образом не установлено.
Так, в установочной части постановления должностного лица отсутствует указание на то, какие действия, совершенные ФИО2 не соответствуют требованиям законодательства и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тем самым должностное лицо в нарушение пункта 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установил событие административного правонарушения.
Также следует отметить, что прекращая производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, должностное лицо сделал вывод о том, что, что показатель результативности использования субвенции в 2020 году «Количество многодетных семей, имеющих 5 и более детей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма – 3 семьи» достигнут, т.е. фактически в постановлении содержится вывод об отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы сводятся к переоценке выводов судьи районного суда о наличии оснований для возвращения дела на новое рассмотрение, однако, они не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2 оставить без изменения, жалобу защитника Лазаревой Ф.Ю., действующей в интересах ФИО2, – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Решение28.01.2022