Судья Марфутенко В.Г. Дело ***
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГ <...>
Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по жалобе ФИО1 на постановление начальника Алтайской таможни ФИО2 от ДД.ММ.ГГ***, которым
должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «СибТоргСнаб» ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГ в <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному главным государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости Алтайской таможни ФИО4, между ООО «СибТоргСнаб», Россия (продавец, резидент) и ООО «ЭнергоСтройМонтаж», Таджикистан (покупатель, нерезидент) заключен внешнеэкономический договор (контракт) от ДД.ММ.ГГ*** о поставке товара. Однако в нарушение части 1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ООО «СибТоргСнаб» не обеспечило получение в установленный срок в уполномоченном банке от нерезидента денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта) за поставленный им товар. Нарушение допущено директором ООО «СибТоргСнаб» ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ДД.ММ.ГГ по адресу: <адрес>. Действия ФИО1 квалифицированы по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, ссылаясь на то, что ООО «СибторгСнаб» было перерегистрировано на его имя за вознаграждение; какой-либо информации о заключенных договорах прежним руководителем общества не сообщено, в связи с чем возможность принять меры для перечисления денежных средств за переданные нерезиденту товары отсутствовала.
Решением судьи Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит отменить решение, ссылаясь на то, что в настоящее время ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что он незаконно использовал документ, удостоверяющий личность, для внесения сведений о себе как о руководителе ООО «СибТоргСнаб» без намерения фактически им являться и управлять юридическим лицом.
В судебное заседание лица, участвующие в производстве по делу, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления и решения судьи.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении составлен главным государственным таможенным инспектором ДД.ММ.ГГ в отсутствие ФИО1
При этом ФИО1 по адресу его места жительства: <адрес><адрес>, направлялась телеграмма от ДД.ММ.ГГ***, в которой указано, что «составление протоколов об административных правонарушениях в отношении должностного лица – ФИО1 по контракту *** статье 15.25 КоАП РФ по адресу: <адрес><адрес> назначено ДД.ММ.ГГ период 13.00 – 17.00 - 13 протоколов, ДД.ММ.ГГ – период 13.00 – 17.00 - 13 протоколов, ДД.ММ.ГГ период 13.00 – 17.00 - 13 протоколов». Телеграмма вручена отцу ФИО5ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем из содержания данной телеграммы не представляется возможным определить, в какое именно время ФИО1 необходимо явиться для участия в составлении протокола по каждому делу об административном правонарушении и по каким именно фактам нарушений он вызывается, что лишает его возможности реализации гарантий, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении (давать объяснения, представлять доказательства и т.д.).
Иных извещений ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении представленные материалы дела не содержат.
Таким образом, названное лицо о составлении протокола об административном правонарушении надлежащим образом извещено не было.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по данному делу нарушение является существенным, поскольку влечет недопустимость использования в качестве доказательства протокола об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление начальника должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГ*** и решение судьи Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.А. Бакланов