ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-564/20 от 29.06.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-564/2020

г. Уфа 29 июня 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нуртдиновой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа д. Абдулмамбетово муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан ФИО1 на постановление государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан ФИО2 № 13 от 30 января 2020 года и решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением постановление государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан ФИО2 № 13 от 30 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2020 года, директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа д. Абдулмамбетово муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан ФИО1 (далее – МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением судьи межрайонного суда, ФИО1 обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, просит отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие извещенного надлежащим образом должностного лица ГУ МЧС России по Республике Башкортостан ФИО2, выслушав директора МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, нахожу постановление государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан ФИО2 № 13 от 30 января 2020 года, решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2020 года, подлежащими отмене, а производство по делу – прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет административную ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 299 от 24 декабря 2019 года заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору проведена плановая выездная проверка в отношении объекта защиты – зданий МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ, расположенных по адресам: Республика Башкортостан, <...>.; <...>; <...>; <...>.

По результатам проверки выявлено:

33 нарушения требований пожарной безопасности в МБОУ СОШ д. Абдулмамбетово;

8 нарушений в здании Кулганинского филиала МБОУ СОШ д. Абдулмамбетово (<...>);

10 нарушений в здании Кильдигуловского филиала МБОУ СОШ д. Абдулмамбетово (<...>);

10 нарушений в здании дошкольной группы Кулганинского филиала МБОУ СОШ д. Абдулмамбетово (<...>);

1 нарушение общего характера.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30 января 2019 года в отношении директора МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ ФИО1 протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов по пожарному надзору Республики Башкортостан ФИО2 от 30 января 2020 года.

Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан согласился с законностью и обоснованностью постановления должностного лица административного органа о назначении наказания.

Однако с законностью постановления должностного лица и решением судьи межрайонного суда согласиться нельзя в связи со следующим.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

наименование юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места их нахождения или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями:

цель и основание проведения каждой плановой проверки;

дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов (часть 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» до 31 декабря текущего календарного года (пункт 7 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

Частью 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В силу пункта 60 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644) если проведение плановой или внеплановой проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием уполномоченного должностного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности объектом защиты, либо в связи с иными действиями (бездействием) уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа ГПН составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган ГПН в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких объектов защиты плановой или внеплановой проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ ( пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ);

частью 3 статьи 9 названного закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок) (пункт 7 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ);

частью 4 статьи 16 названного закона (в части непредставления акта поверки) (пункт 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ).

Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, в отношении МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ заместителем главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО4 вынесено распоряжение № 172 от 07 августа 2019 года о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в соответствии с ежегодным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, размещенным на сайте Прокуратуры Республики Башкортостан в сети Интернет (л.д. 28 – 31).

Согласно сводному плану проверок Прокуратуры Республики Башкортостан на 2019 год здания МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ, расположенные по трем адресам, подлежали проверке Главным Управлением ГУ МЧС России по Республике Башкортостан в течение 20 рабочих дней с 01 августа 2019 года (л.д. 42 – 45).

Между тем, как следует из материалов дела, проверка МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ не была окончена по причинам, не зависящим от юридического лица. проведя проверку, государственный инспектор по пожарному надзору ФИО5 в нарушение части 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ акт проверки не составил.

При таких обстоятельствах плановую выездную проверку на основании распоряжения № 172 от 07 августа 2019 года нельзя считать проведенной.

Указанный вывод подтверждается имеющимся в материалах дела представлением Прокуратуры Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 года, вынесенным в адрес начальника Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан, по фактам грубых нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при организации и проведении плановых и внеплановых проверок должностными лицами ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, в том числе Белорецкого межрайонного ОНДиПР УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, выразившегося в непроведении проверок на объектах защиты согласно сводному плану на 2019 год в нарушение части 2 статьи 9 и части 1 статьи 18 Закона № 294-ФЗ (л.д. 79 – 80).

После этого распоряжением заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО4 № 259 от 31 октября 2019 года вновь назначена выездная плановая проверка МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ (л.д. 36 – 39).

Фактически проверка не проводилась, акт не составлялся.

Распоряжением заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО4 № 291 от 02 декабря 2019 года в третий раз назначена выездная плановая проверка МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ (л.д. 32 – 35).

Проверка вновь не была проведена, акт не составлялся. В материалах дела имеется акт № 259 от 03 декабря 2019 года о невозможности проведения проверки органом государственного контроля (надзора) объекта защиты юридического лица в связи с отсутствием на объекте 11 ноября 2019 года и 03 декабря 2019 года руководителя или иного должностного лица (л.д. 40 – 41).

В опровержение довода должностного лица Белорецкого межрайонного ОНДиПР УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан о препятствиях в проведении проверки со стороны должностных лиц МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ ФИО1 в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан был представлен табель учета рабочего времени, согласно которому 11 ноября 2019 года и 03 декабря 2019 года он находился на рабочем месте полный рабочий день (л.д. 46 – 47, 48 – 49).

Распоряжением заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО4 № 299 от 24 декабря 2019 года назначена выездная плановая проверка МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ (л.д. 24 – 27).

По результатам проверки составлен акт, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ ФИО1 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В жалобах, поданных в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан и в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО1 последовательно заявляет о том, что после вынесения первого распоряжения № 172 от 07 августа 2019 года о проведении плановой выездной проверки указанная проверка была проведена в полном объеме государственным инспектором по пожарному надзору ФИО5, однако акт проверки на ознакомление МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ не представлялся, его копия юридическому лицу не вручалась; последующие распоряжения о проведении проверки № 259 от 31 октября 2019 года и № 291 от 02 декабря 2019 года не были исполнены по причинам, не зависящим от ФИО1, для проведения проверок должностное лицо Белорецкого межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан в МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ не являлся; проведя проверку 03 декабря 2019 года, должностное лицо вышло за пределы сроков проведения проверки.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, доводы жалобы ФИО1 опровергнуть не представляется возможным.

После издания распоряжения № 172 от 07 августа 2019 года плановая выездная проверка МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ должна была окончиться составлением акта проверки. Однако доказательства составления акта проверки и ее окончания в соответствии с положениями Закона № 294-ФЗ в деле отсутствуют.

В соответствии с положениями пункта 60 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности распоряжение № 259 от 31 октября 2019 года о проведении проверки в рамках уже существующего сводного плана проверок на текущий год могло быть вынесено только при условии невозможности проведения проверки на основании распоряжения № 172 от 07 августа 2019 года в связи с отсутствием уполномоченного должностного лица объекта защиты, о чем должен быть составлен соответствующий акт.

Однако такой акт в деле отсутствует, сведений о невозможности проведения проверки на основании распоряжения № 172 от 07 августа 2019 года ввиду отсутствия директора МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ ФИО1 в деле не имеется.

Следовательно, все последующие распоряжения о назначении плановых выездных проверок № 259 от 31 октября 2019 года, № 291 от 03 декабря 2019 года, № 299 от 24 декабря 2019 года являются незаконными, а сама проверка, проведенная на основании распоряжения № 299 от 24 декабря 2019 года, совершена с грубым нарушением требований частей 2 и 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, а именно: проведена чаще 1 раза в три года вне утвержденного Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, а также вне разработанного и утвержденного органом государственного контроля (надзора) ежегодным планом.

В силу положений пунктов 1 и 7 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ указанные нарушения являются грубыми, влекут недействительность результатов проверки.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан ФИО2 № 13 от 30 января 2020 года и решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ СОШ д. ФИО3 Бурзянский район РБ ФИО1 подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан ФИО2 № 13 от 30 января 2020 года и решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа д. Абдулмамбетово муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З. Ф. Фаизова

Справка:

федеральный судья Мустафина З.З.