ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-565/2016 от 17.10.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Н.В. Двирнык Дело №21-565/2016

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 17 октября 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО11 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 сентября 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО12 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от 24 июня 2016 года №003641/0186 должностное лицо – директор ООО «Альтфатер Крым» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Альтфатер Крым» ФИО2 обжаловала его в судебном порядке.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 сентября 2016 года в удовлетворении жалобы директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО2 – отказано.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, директор ООО «Альтфатер Крым» ФИО2 просит об отмене вышеназванных постановления и решения, и прекращении производства по делу.

Жалоба мотивирована тем, что материалы дела не содержат доказательств вменяемого правонарушения. Мусороперегрузочная станция используется ООО «Альтфатер Крым» исключительно для перегрузки бытовых отходов и дальнейшей их транспортировки на полигоны в соответствии с действующим природоохранным законодательством, а не для размещения отходов. Указанная мусороперегрузочная станция в пгт. Гаспра находится на балансе МУП «Комбинат благоустройства – Гаспра», в связи с чем, заявитель, как директор ООО «Альтфатер Крым» не может нести ответственность за внесение данного объекта в государственный реестр. Кроме того, приказом от 11 января 2016 года №16-А назначено лицо, ответственное за выполнение требований природоохранного законодательства на предприятии, в связи с чем, с января 2016 года заявитель не несет ответственности за несоблюдение требования Обществом природоохранного законодательства.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила.

Защитник ФИО2, Зымалов В.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, представив копию постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2016 года по делу №А83-2699/2016.

Суд, заслушав защитника заявителя, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ), отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Закона №89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ч. 7 ст. 12 Закона №89-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Частями 2, 3, 4 статьи 14 Закона №89-ФЗ установлено, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно статьи 26 Закона №89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьей 51 Федерального закона от 10 февраля 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 31 декабря 2015 года ООО «Альтфатер Крым» и МУП «Комбинат благоустройства-Гаспра» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым заключен договор на оказание услуг по приемке и перегрузке ТКО.

07 апреля 2016 года, при проведении проверки Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Альфатер Крым» при эксплуатация мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра установлено, что в районе мусороперегрузочной станции выявлен факт несанкционированного складирования отходов на бетоне под навесом. Данное место входит в Государственный реестр объектов размещения отходов соответствии с приказом Росприроднадзора №377 от 30 апреля 2015 года. По морфологическому составу отходы представляют собой алюминиевые банки из-под напитков, отходы упаковочного картона незагрязненные, полиэтиленовая загрязненная поверхность активным веществом. Место несанкционированного складирования отходов на вышеуказанном земельном участке не является объектом, внесенным в Государственный реестр объектов размещения отходов, и не обустроено в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. ФИО2, являясь директором ООО «Альфатер Крым», не приняла меры по проведению инвентаризации отходов: подтверждению класса опасности отходов и не утверждены паспорта отходов I-IV класса опасности, отсутствует информация о внесении места размещения отходов в государственный объект размещения отходов, в связи с чем, контролирующим органом сделан вывод о нарушении заявителем, как должностным лицом, п.7 ст.12, п.1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

На основании выявленных нарушений, 10 июня 2016 года ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО5 в отношении директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №003641.

Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от 24 июня 2016 года №003641/0186 должностное лицо – директор ООО «Альтфатер Крым» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

В качестве доказательств, подтверждающих вину директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в обжалуемом решении суд первой инстанции указал: акт проведения проверки соблюдения федерального законодательства, устав ООО «Альтфатер Крым», договор на оказание услуг по приемке и перегрузке ТКО от 31 декабря 2015 года, письменные объяснения директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО2, заместителя директора ООО «Альтфатер Крым» по логистике ФИО3, протокол об административном правонарушении и фотоматериалы на диске, постановление о назначении административного наказания.

Согласно материалам административного дела, административным органом установлен факт несанкционированного складирования отходов по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра. мусороперегрузочная станция ТКО, выявлено место несанкционированного складирования отходов на бетонном покрытии под бетонным навесом, общей площадью 120 кв.м. На основании договора №2 от 31 декабря 2015 года об оказании услуг по обслуживанию мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра ООО «Альтфатер Крым» выполняет работы, связанные с обслуживанием мусороперегрузочной станции. Согласно схеме общая площадь мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра составляет 17728 кв.м.

Однако, ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не указано конкретное место обнаружения несанкционированного складирования отходов в пределах мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра. Из фотоматериалов на диске, состоящих из двух фотографий не представляется возможным установить точное место расположение складирования отходов, кем указанное складирование осуществлено и является ли оно несанкционированным.

Согласно договора №2 от 31 декабря 2015 года об оказании услуг по обслуживанию мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра, Общество осуществляет вышеуказанные услуги на площади 408,1 кв.м., тогда как общая площадь мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра составляет 17728 кв.м.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, с достоверность подтверждающих, что именно действиями ООО «Альтфатер Крым» допущено несанкционированное складирование отходов на бетоне под навесом на территории мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, оснований признать решение суда первой инстанции и постановление административного органа о назначении административного наказания законными и обоснованными не имеется, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 сентября 2016 года и Постановление о привлечении директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>