ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-568/17 от 04.04.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья Макаров В.В. дело № 21-568/17

Р Е Ш Е Н И Е

«04» апреля 2017 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника межмуниципального отдела по Домодедовскому и Ленинскому районам Управления Росреестра по Московской области – заместителя главного государственного инспектора по г.о. Домодедово и Ленинскому району Московской области по использованию и охране земель Елисеева А.А. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 10.03.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении ЗАО «Концерн АйсРоос»,

У с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г/о Домодедово и Ленинского района Московской области по использованию и охране земель Елисеева А.А. от 27 декабря 2016 года ЗАО «Концерн АйсРоос» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ЗАО «Концерн АйсРоос» в лице генерального директора Жорина Ю.А. обжаловало его в Домодедовский городской суд.

Представитель ЗАО «Концерн АйсРоос» в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить.

В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора по г/о. Домодедово и Ленинскому району Московской области по использованию и охране земель - Елисеев А.А. просил оставить жалобу без удовлетворения.

Решением суда постановление заместителя главного государственного инспектора г/о Домодедово и Ленинского района Московской области по использованию и охране земель Елисеева А.А. от 27 декабря 2016 года отменено.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Концерн АйсРоос» прекращено за недоказанностью вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.8 ч.1 КоАП РФ.

Не согласившись с данным решением, заместитель главного государственного инспектора г/о Домодедово и Ленинского района Московской области по использованию и охране земель Елисеев А.А. просил его отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ судья при рассмотрении дела об административном правонарушении должен полно, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

С данными выводами не может согласиться суд второй инстанции, поскольку согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Санкция части 1 данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Судом установлено, что 1 ноября 2016 года было проведено административное обследование объекта земельных отношений, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, микрорайон Авиационный, с кадастровым номером 50:28:0020806:2, используемый на праве аренды ЗАО «Концерн АйсРоос». По результатам обследования установлено, что данный земельный участок используется не по целевому назначению, в нарушение требований ст.ст. 7, 42,41 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, а именно, часть земельного участка, предназначенного для строительства магазинов, используется под размещение платной круглосуточной парковки транспортных средств, чем совершило правонарушение, предусмотренное ст.8.8 ч.1 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с участием представителя ЗАО «Концерн АйсРоос» Морозова А.В.

В качестве доказательств вины ЗАО «Концерн АйсРоос» в совершении правонарушения, в постановлении по делу об административном правонарушении, указан акт административного обследования объекта земельных отношений с кадастровым номером 50:28:0020806:2, протокол об административном правонарушении от б декабря 2016 года, фототаблица, а также сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сведениями государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

По мнению суда, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, т.к. в постановлении не приведено ни одного допустимого доказательства, подтверждающего виновность общества в совершении инкриминируемого ему правонарушения.

В акте административного обследования отсутствуют данные об участии представителя ЗАО «Концерн АйсРоос», понятых при обследовании указанного объекта, а также отсутствуют данные о применении видеозаписи при обследовании объекта.

С данными выводами суда не может согласиться суд второй инстанции, поскольку согласно положениям ст. 71.2, "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.

Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" настоящие Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации.

Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора.

Должностные лица имеют право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, правообладателями полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции, при постановлении решения не приняты во внимание приведенные выше нормы материального закона, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем выводы суда о недопустимости представленных доказательств- акта обследования, суд второй инстанции находит преждевременными.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, с направлением материалов дела в суд первой инстанции, на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит принять во внимание приведенные выше нормы закона, после чего постановить законное решение.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение Домодедовского городского суда Московской области от 10 марта 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Концерн АйсРоос» по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Жалобу заместителя главного государственного инспектора г/о. Домодедово и Ленинского района Московской области по использованию и охране земель Елисеева А.А. удовлетворить частично.

Судья М.В. Мертехин