ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-56/19 от 20.02.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-56/2019 судья Субботин А.И.

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Овсянниково» Татарова А.В. на решение судьи Весьегонского районного суда Тверской области от 18 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Овсянниково» Татарова Александра Васильевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО от 03 октября 2018 года директор ООО «Овсянниково» Татаров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Весьегонского районного суда Тверской области от 18 декабря 2018 года по делу постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Татарова А.В. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор ООО «Овсянниково» Татаров А.В., критикуя выводы судьи, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что со стороны юридического лица законодательство в области недропользования не нарушалось, доказательства, положенные в основу решения, являются недостоверными и недопустимыми. При определении координат земельного участка использовался бытовой GPS навигатор GARMIN, который не имеет инвентарного номера и не сертифицирован, определяет географические координаты, а границы земельный участков определяются в системе координат МСК. Данные системы координат не согласуются между собой. Кроме того, при измерении неизбежно возникает погрешность. Считает, что невозможно достоверно утверждать, что Общество производило выемку грунта на землях лесного фонда. Кроме того, получение лицензии на добычу общедоступных полезных ископаемых не требуется. Таким образом, полагает, что при рассмотрении данного дела не были устранены все имеющиеся в нем противоречия.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав ………, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Отношения, связанные с использованием минеральных ресурсов, в том числе подземных вод, регламентированы Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим, право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право лица на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в целях образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В статье 6 Закона о недрах указаны виды пользования недрами, к которым относится разведка и добыча полезных ископаемых.

Согласно постановлению администрации Тверской области от 13 мая 2009 года № 208-па "О порядке использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Тверской области" общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка, используются владельцами земельных участков по своему усмотрению для удовлетворения личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в границах предоставленных им земельных участков без права вывоза и не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Использование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров владельцы земельных участков осуществляют без оформления лицензии на пользование недрами.

Из оспариваемых актов усматривается, что 25 июня 2018 года в 15 часов 45 минут ООО «Овсянниково», директором которого является Татаров А.В., на земельном участке с кадастровым номером (земли лесного фонда), расположенном в районе <адрес>, производило добычу и вывоз общераспространенного полезного ископаемого (песка), не имея лицензии на осуществление такой деятельности.

Как следствие выявленных нарушений, постановлением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО от 03 октября 2018 года директор ООО «Овсянниково» Татаров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица, не усмотрел оснований к его отмене.

Оснований не согласиться с постановленными решениями о привлечении Татарова А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ не имеется.

Фактические обстоятельства дела и вина директора ООО «Овсянниково» Татарова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: сведениями из ЕГРЮЛ; протоколами общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, участников ООО «Овсянниково»; постановлением администрации Весьегонского района Тверской области от 24 декабря 2002 года о предоставлении земельного участка; договорами аренды от 02 мая 2004 года, от 03 марта 2018 года; выкопировкой из плана; сведениями из ЕРСМСП; сведениями из ЕГРН; протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2018 года; материалами дела об административном правонарушении Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области; материалами проверки КУСП УМВД России по Тверской области МО МВД России «Краснохолмский»; а также иными материалами дела, оцененными должностным лицом и судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Как установлено материалами дела об административном правонарушении и подтверждено в судебном заседании заместителем главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО, координаты земельного участка, на котором был обнаружен факт незаконного недропользования, и его принадлежность к землям лесного фонда установлены по координатам с применением GPS навигатора GARMIN. Согласно Государственному реестру средств измерений поверка данного прибора не требуется, поскольку он не является измерительным средством в понимании ст. 26.8 КоАП РФ, по этому основанию он не внесен в Государственный реестр средств измерений и предназначен лишь для определения местоположения, допустимая погрешность данного прибора +/- 3,65 м (12 фт).

Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий в представленных доказательствах, вопреки доводам жалобы не установлено.

Действия директора ООО «Овсянниково» Татарова А.В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Постановление должностного лица и решение судьи районного суда мотивированы и отвечают требованиям закона, предъявляемым к данным документам.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, т.е. расценивается как самовольное недропользование.

В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 50-р, Администрации Тверской области № 469-ра от 23 октября 2016 года «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области» песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы, песок на территории Тверской области относятся к общераспространенным полезным ископаемым.

В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из вышеприведенной правовой нормы следует, что добычу полезных ископаемых на глубине до пяти метров вправе осуществлять законные владельцы земельного участка.

Их представленных материалов не усматривается, что Общество имело законное право пользования, владения или распоряжения указанным земельным участком в период проведения добычи.

Таким образом, вывод должностного лица о виновности директора ООО «Овсянниково» Татарова А.В. в совершении вмененного административного правонарушения, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, оснований для несогласия с ним у судьи, рассматривающего жалобу, не имеется.

Согласно временным методическим рекомендациям по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденным распоряжением Минприроды России от 07 февраля 2003 года N 47-р, пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) включены в перечень материалов, которые рекомендуются для рассмотрения органами государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании региональных перечней полезных ископаемых.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.

В соответствии со ст. 4 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

В соответствии с п. 6 ст. 10.1 Закона о недрах предоставление права пользования участком недр местного значения осуществляется на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного для разъяснения вопросов, связанных с предоставлением права пользования участком недр местного значения, следует обращаться в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения участка недр. Доказательств такого обращения Татаровым А.В. не приведено.

Подтверждения невозможности соблюдения заявителем законодательства о недропользовании в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по своевременному получению лицензии на пользование недрами, в материалы дела не представлено.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не содержат каких-либо новых аргументов, которые не были бы предметом исследования и оценки судьи районного суда или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иное толкование закона, переоценку выводов судьи и доказательств по делу, а потому подлежат отклонению как несостоятельные.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по делу не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления и его пересмотре в районном суде, влекущих отмену принятых решений, по делу не допущено.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено Татарову А.В. в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление должностного лица административного органа и судебный акт сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО от 03 октября 2018 года и решение судьи Весьегонского районного суда Тверской области от 18 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Овсянниково» Татарова Александра Васильевича оставить без изменения, жалобу директора ООО «Овсянниково» Татарова А.В. - без удовлетворения.

Судья Е.А. Каширская