Дело № 21-571/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 12 июля 2017 года
Судья Хабаровского краевого суда Унтевская Е.Л., рассмотрев жалобу защитника ФИО2 – Дорошенко В.Г. на постановление старшего инспектора отдела государственного охотничьего надзора комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО1№ от 25 марта 2017 года, решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 01 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего инспектора отдела государственного охотничьего надзора комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО1№ от 25 марта 2017 года ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 01 июня 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми актами, защитник ФИО2 – Дорошенко В.Г. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица признать незаконным, решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава инкриминируемого правонарушения. Кроме того, ссылается на допущенные процессуальные нарушения при составлении должностным лицом протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании ФИО2 требования и доводы жалобы поддержал.
Иные участники производства по делу, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО2, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение, принятое по жалобе на это постановление, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Соблюдение процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении является одной из гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, в том числе права на защиту.
В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ (ч. 1).
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В протоколе об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, событие административного правонарушения (ч. 2). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1).
Согласно нормам КоАП РФ изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в процессуальный акт.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в протокол.
Как следует из материалов дела, в протокол об административном правонарушении после его составления и вручения копии ФИО2 были внесены следующие дополнения: «чем нарушил п. 1 ст. 2 ФЗ-33 «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 года, и п. 3.1.10 Постановления 261 ПР от 20 сентября 2010 года «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Коппи» - Правительства Хабаровского края, т.е. режим особой охраны территории, пункт 3.1.11 – нахождение физических лиц с оружием и иными оружиями добычи животных и водно-биологических ресурсов».
Данное обстоятельство подтверждается копией протокола, выданной ФИО2 и приобщенной к жалобе, поданной в Хабаровский краевой суд.
Внесенное в протокол дополнение не оговорено в нем, сведений о том, когда и где оно было внесено, в материалах дела не имеется. Кроме того, материалы дела не содержат сведений об извещении ФИО2 о времени и месте внесения в протокол дополнений и об ознакомлении с протоколом после внесения в него дополнений.
Согласно протоколу об административном правонарушении ФИО2 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
При описании действий или события, выявленных при проверке объекта должностным лицом, составляющим протокол, в протоколе должно быть указано существо административного правонарушения и его конкретные последствия, номер подпункта и пункта или абзаца правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, наименование, даты принятия и номера нормативных правовых актов, нарушение которых были выявлены и требования которых были нарушены.
Однако, описание события административного правонарушения, содержащееся в копии протокола, врученной ФИО2, не позволяет квалифицировать совершенное ФИО2 деяние по ст. 8.39 КоАП РФ.
Согласно положению статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении от 01 февраля 2017 года является недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ст. 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку по делу установлено, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, и устранение данного недостатка на стадии обжалования постановления должностного лица и решения судьи не возможно, постановление и решение подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу защитника ФИО2 – Дорошенко В.Г. удовлетворить.
Постановление старшего инспектора отдела государственного охотничьего надзора комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО1№ от 25 марта 2017 года, решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 01 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, а производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление административного органа и решение судьи.
Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская