ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-574/20 от 26.08.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Шурхай Т.А. Дело 21-574/2020

РЕШЕНИЕ

г.Кемерово 26 августа 2020 г.

Судья Кемеровского областного суда Макушенко М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора акционерного общества «Разрез Томусинский» Крайзмана М.Б. по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 апреля 2020 г. №НЗВАТ-75/10 АО «Разрез Томусинский» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 09 июля 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе директор акционерного общества «Разрез Томусинский» Крайзман М.Б. просит об отмене состоявшихся по делу актов, мотивируя тем, что действующим законодательством не предусмотрен мониторинг объектов после окончания их эксплуатации, а также указывает об осуществлении производства по делу неуполномоченным лицом. Просит учесть наличие смягчающих вину обстоятельств, отсутствие отягчающих, тяжелое финансовое положение Общества в настоящее время.

Проверив материалы дела, возражения на жалобу, заслушав защитника юридического лица Нестеренко А.Г., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.11 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 6 Порядка, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Из материалов дела следует, что основанием привлечения общества к административной ответственности послужили изложенные в постановлении выводы должностного лица территориального органа Росприроднадзора о том, что АО «Разрез Томусинский» при осуществлении деятельности допустило неисполнение требований в области охраны окружающей среды – не предоставило отчет по мониторингу объектов размещения отходов внешний природный отвал Кийзакский ГРОРО 42-00143-Х-00592-25092014, внешний породный отвал восточный ГРОРО 42-00142-Х-00592-250914.

Указанные обстоятельства выявлены в результате проведения 04.03.2020 плановой выездной проверки и подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копиями акта проверки, иными материалами дела которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ

Действия общества, выразившиеся в неисполнение требований в области охраны окружающей среды квалифицированы по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области охраны окружающей среды.

При этом каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у АО «Разрез Томусинский» возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы о том, что внешние породные отвалы Кийзакский ГРОРО 42-00143-Х-00592-25092014, Восточный ГРОРО 42-00142-Х-00592-250914 выведены из эксплуатации в связи с чем их мониторинг действующим законодательством не предусмотрен, суд находит несостоятельными, исходя из следующего.

В силу п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66, действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.

К таковым указанные объекты АО «Разрез Томусинский», не относятся.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении (пункты 4, 5 Порядка).

Частью 6 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, разделом 3 которого предусмотрен государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), включающий свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 данного Порядка не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.

Данная норма определяет исчерпывающий перечень объектов, которые не подлежат включению в ГРОРО, а документы, представленные юридическими лицами в территориальные органы Росприроднадзора на указанные объекты, не подлежат рассмотрению.

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (пункт 18 Порядка).

Согласно п. 22 Порядка внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19-21 настоящего Порядка. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в том числе, в случае получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.

Как следует из Приказа Росприроднадзора от 25.09.2014 N 592 (ред. от 06.07.2020) "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" породные отвалы Кийзакский ГРОРО 42-00143-Х-00592-25092014, Восточный ГРОРО 42-00142-Х-00592-250914 включены в ГРОРО, при этом, сведений о том, что данные объекты исключены из ГРОРО в установленном законом порядке, в материалах дела не имеется.

Указание в жалобе об осуществлении производства по делу неуполномоченным должностным лицом также нельзя признать обоснованным, исходя из положений ст.23.29 КоАП РФ, п. з ч.6 Постановления Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 (ред. от 21.03.2019) "О федеральном государственном экологическом надзоре", согласно которому государственные инспекторы Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности входят в перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченных на осуществление федерального государственного экологического надзора.

В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки нижестоящей судебной инстанцией, они не опровергают наличие в действиях АО «Разрез Томусинский» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность судебного постановления.

Несогласие заявителя с данной судебной оценкой обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствует об ошибочности сделанных по делу выводов и незаконности вынесенного судебного постановления.

Порядок и срок давности привлечения АО «Разрез Томусинский» к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено с учетом установленных по делу обстоятельств, с учетом положений ст. 3.1,3.5 и 4.1 КОАП РФ в пределах санкции ч.11 ст.8.2 КоАП РФ и чрезмерно суровым не является.

Доводы о наличии тяжелого финансового положения общества были известны районному суду и получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с данным выводом, не имеется.

Вопреки доводам жалобы, оснований считать, что при назначении наказания, не учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства, не имеется.

Наказание юридическому лицу назначено в минимальном размере.

Изучив доводы жалобы и материалы дела суд не усматривает оснований для назначения наказания в виде штрафа в размере ниже минимального размера штрафа, так как каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного деяния, имущественным и финансовым положением юридического лица, не установлено. Исходя из представленных доказательств оснований для применения ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КОАП РФ не усматривается.

Таким образом нарушений норм материального и процессуального права, позволяющих рассматривать состоявшееся по делу акты как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7,30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 апреля 2020 г. №НЗВАТ-75/10 и решение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 09 июля 2020 г. оставить без изменения, жалобу-без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья М.Ф. Макушенко